Latvijas dzelzceļš опять попросит деньги из госбюджета


В связи с растущими убытками, катастрофическим снижением грузооборота и общим влиянием санкций на работу железной дороги предприятие Latvijas dzelzceļš (LDz) намерено вновь обратиться к государству за финансовой помощью.

Начиная с 2019 года грузопотоки и доходы железной дороги постоянно сокращаются. Из-за санкций и потери российского и белорусского транзита (которые составляли без малого 90 % всех грузов) некогда высокодоходное предприятие Latvijas dzelzceļš превратилось в нищего, стоящего с протянутой рукой.

 

Последним ударом стал свежий запрет транзита марганцевой руды, который прописан в 14-м пакете санкций против РФ. Притом что в прошлом году дочернее предприятие LDz – LDz Cargo перевезло такой руды 1,4 млн тонн. А это означает, что и без того обмелевший грузопоток теряет последние питавшие его скудные ручейки.

 

Что делать в этой ситуации – непонятно. Компенсировать колоссальные убытки альтернативными направлениями и грузами из Казахстана, Китая и Узбекистана не получается. Чтобы понять — почему, достаточно посмотреть на карту. Китаю выгодно перевозить свои товары в Северную и Западную Европу через Латвию только в том случае, если их к нашей границе доставляет Российская железная дорога. А если такой вариант исключен, ему гораздо выгоднее везти свои товары «низом»: через Казахстан, потом Россию, потом Азербайджан (или Грузию) и — в Турцию, откуда они уже могут развозиться по Европе. То же самое относится к Узбекистану и Казахстану. Логистика диктуется географией!

 

Вот и приходится LDz крутиться сегодня, пытаясь выжить. Распродажа локомотивов, вагонов, станций, рельсов, автопарка и прочего имущества не дает возможности на это существовать. А пресловутая борьба за эффективность и непрекращающаяся оптимизация предприятия (в рамках которой компания на днях сообщила об очередном сокращении 298 своих сотрудников) не оборачиваются нужным эффектом.

 

При этом предприятию нужно где-то изыскивать средства на поддержание в сносном состоянии железнодорожной инфраструктуры для пассажирского транспорта. Она ветшает и требует постоянных вложений. Поскольку взять их неоткуда, у компании не остается иного выбора, как клянчить средства у государства.

 

Как сообщает LTV, опираясь на расчеты грядущих убытков, компания готовит правительству запрос на получение госфинансирования. Для соблюдения баланса за прошлый год компании необходимо добавить из госказны 32 млн евро, а за текущий – еще 12 млн евро.

 

Средства эти придется выкраивать из нашего и без того дефицитного бюджета. Без гарантий, что эти суммы позволят компании свести концы с концами. Поэтому главный вопрос – как долго государство при нынешней финансово-экономической ситуации сможет компенсировать убытки и выделять субсидии на содержание «железки»?