Много слов ни о чем: Мартин Гаусс объяснил латвийцам, почему им так повезло с airBaltic2

Много слов ни о чем: Мартин Гаусс объяснил латвийцам, почему им так повезло с airBaltic

Изумление латвийских налогоплательщиков, не понимающих, почему они все время спасают airBaltic, достигло такого уровня, что глава компании Мартин Гаусс решил публично объясниться.

Общий смысл его речи: компания — великолепная, а латвийцы просто не осознают своего счастья.

 

Свои мысли по поводу важности авиакомпании airBaltic для всех нас исполнительный директор Мартин Гаусс озвучил, в передаче «Открытый разговор» на Латвийском радио 4. Разумеется — на английском языке. Гаусс — единственный государственный чиновник в Латвии, который открыто нарушает Закон о госязыке, хотя живет в стране уже 13 лет. Скольких латвийцев за это оштрафовали или уволили, бог весть, но Гауссу можно. Языковая комиссия ни разу не приходила к нему с проверками, и никакая Ланга, борющаяся за чистоту родной речи, претензий к нему тоже не имеет.

 

 

«Присылайте ваши вопросы, — подбодрила слушателей ведущая «Открытого разговора» перед началом разговора. Те не заставили себя ждать — и были посвящены аномально высокой (от 80 тысяч до 100 тысяч в месяц) зарплате Гаусса, на что ведущая поспешно сказала: «Давайте все же начнем с других вещей. Давайте — с финансовых результатов».

 

А они плачевны. Убытки с 2011 года — с момента, когда Гаусс возглавил госкомпанию, составили 580 миллионов евро. Однако вопрос, как такое случилось, не застал его врасплох, и Гаусс сразу зашел с козырей: хотя airBaltic исполнилось уже 28 лет, компания ни разу не проходила процедуру банкротства.

 

Вот это я понимаю — история успеха. Дальше, как из рекламного буклета, посыпались цифра самого разного калибра, сами по себе ни о чем не говорящие, но быстро захламляющие голову аудитории. Авиакомпания перевезла за эти 28 лет более 50 миллионов пассажиров. И получила доход более 6 миллиардов евро. И заплатила налогов 400 миллионов евро. Что касается денег, которые вложило в airBaltic государство, то если вычесть помощь за ковид (а это, на минуточку, 250 миллионов, и почему Гаусс их вычел, непонятно), то госинвестиции в airBaltic составляли в среднем 7,25 млн в год. При этом авиакомпания каждый год генерирует доход на сотни миллионов.

 

Здесь что ни заявление, то — перл.

 

Компания airВaltic развивалась скачкообразно, и годы ее расцвета пришлись на время, когда Гаусса в помине не было. Созданная в феврале 1995 года, она за 10 лет сумела превратиться из крохотного авиаперевозчика в одну из самых быстрорастущих авиакомпаний Европы. Маршрутная сеть и количество перевезенных пассажиров год от года росли — и airВaltic приносил отличную прибыль. Вплоть до 2010 года финансовых трудностей она не испытывала и государству не приходилось вливать в нее деньги.

 

Так что делить нынешние денежные вливания на 28 лет — это подтасовка цифр под нужный результат.

 

Первая острая финансовая помощь была оказана airBaltic при премьере Домбровском — это были 60 миллионов латов в 2010 году, а в 2011 году пришлось влить еще ровно столько же. С тех пор пошло-поехало. В компанию вливают и вливают деньги налогоплательщиков — и конца этому не видно.

 

Однако как только ведущая заводила речь о причинах убытков, Гаусс быстро переводил разговор в другое русло. Две трети его интервью — сплошной пафос: «Перед компанией стоит цель, установленная правительством, связывать Латвию с миром. Мы летаем более чем по 140 маршрутам в Европе и связываем аэропорты в разных странах. И с одной остановкой пассажиры могут добраться до Риги более чем из 300 городов мира. Это уникальное позиционирование для страны такого размера, как Латвия. И это, конечно, обеспечивает важное политическое влияние, потому что можно таким образом иметь связи с этими странами. И это приносит экономическую выгоду, потому что люди со всего мира могут либо напрямую попасть в Ригу, либо с одной остановкой».

 

Еще из любопытных заявлений: «у нас очень высокий уровень удовлетворенности клиентов» и «компания никогда не была настолько прибыльной, как сейчас».

 

То, что первый квартал авиакомпания закончила с убытками в 40 миллионов евро Гаусс проблемой не считает: это, мол, обычная практика в авиации, зато в третьем квартале мы себя покажем. То, что авиакомпания только что — ради оплаты долга в 200 миллионов евро — нашлепала и распродала облигаций на 340 млн евро и теперь обязана ежегодно выплачивать проценты — по 50 миллионов евро в год в течение пяти лет, не считая выплаты самих 340 миллионов через пять лет, Гаусс оценивает не как недостаток, а наоборот как достоинство. Мол, инвесторы оценили, какая компания хорошая, и не побоялись вложить деньги.

 

В целом в аirBaltic вложено уже почти 650 миллионов евро латвийских налогоплательщиков. Но это вовсе не предел, ибо из нынешнего интервью ясно — Гаусс продолжит свою стратегию: закупать и закупать для Латвии новые самолеты. В стране — сильный финансовый кризис, в бюджете дыра, из-за чего правительство сейчас будет вынуждено опять поднимать налоги. И только цель Гаусса — островок стабильности в этом изменчивом мире: он твердо намерен к 2030 году закупить еще 50 новеньких самолетов, чтобы в целом их стало 100.

 

Зачем нам этакая прорва самолетов? Как зачем, удивляется Гаусс, чтобы у Латвии был самый большой и новый авиафлот в Европе. Соизмерять наши возможности с нашей действительностью он не собирается, ведь сам он живет в некой собственной параллельной реальности. Там можно быть главой убыточной компании — и получать сумасшедшую зарплату, какой не имеет, наверное, ни один другой госчиновник в стране. Быть главой убыточной авиакомпании — и приобретать на ее деньги дорогущие электромобили, спонсировать развлекательные телешоу.

 

Главным достоинством аirBaltic Гаусс считает, что авиакомпания «генерирует стабильный и крупный поток денег, реально влияя на экономику». Эта чудесная своей обтекаемостью фраза позволяет запихать в нее любые смыслы: аirBaltic везет сюда бизнесменов — и они поднимают латвийскую экономику, аirBaltic везет сюда туристов — и они поднимают туристический бизнес, и так далее, и тому подобное.

 

В целом интервью Гаусса — расплывчатая речь, полная пафоса и словесной эквилибристики. Никакой конкретики, все, что плохо, если посмотреть под правильным углом — очень даже хорошо, впереди светлое будущее, все задуманное будет достигнуто.

 

Нормально, когда так разговаривают политики. Ненормально, когда так говорят бизнесмены. Уж не знаю, что там «генерирует авиакомпания», но Гаусс сгенерировал в этом интервью набор пустых слов.