AirBaltic дал первый отчет: убытки увеличились вчетверо, но «прогноз на текущий год остается оптимистичным». А вот предприниматель Евгений Гомберг называет авиакомпанию дырой в небе, куда утекают госденьги, и финансовой пирамидой, выстроенной самим государством.
Глава airBaltic Мартин Гаусс на чистом негосударственном языке рассказал инвесторам о результатах первого квартала. Это сплошная бочка меда!
В целом доходы латвийской национальной авиакомпании составили 132,3 млн евро, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
А перевозки — вы только посмотрите, как они рванули: за первые три месяца 2024 года авиакомпания перевезла 926 000 пассажиров, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
А рейсы — обратите внимание на их количество: оно в первом квартале увеличилось на 11% и достигло 9600.
А EBITDAR — вы гляньте, какой он большой и толстый! Этот доход airBaltic до вычета процентов, налогов, износа и амортизации в первом квартале составил 17,1 млн евро, что примерно на 19,5 млн евро больше, чем годом ранее.
Так что Гаусс может откупоривать шампанское. А нам, простым налогоплательщикам, лучше накапать себе корвалола. Потому что из бочки меда отчетливо воняет дегтем. Убытки airBaltic за первый квартал выросли почти в четыре раза — до 40,6 млн евро. Но мы же с вами прекрасно знаем, за чей счет национальный авиаперевозчик привык их покрывать.
И пока Гаусс, улыбаясь в 32 зуба, говорит несусветные вещи («результаты деятельности аirBaltic в первом квартале соответствуют ожиданиям руководства, поэтому прогноз на текущий год остается оптимистичным»), нам остается лишь прикидывать, какие еще налоги поднимет государство, чтобы в очередной раз спасти свое ненасытное детище.
Ведь в аirBaltic уже было вложено более полумиллиарда евро (596 миллионов евро) наших денег, а сейчас, в ходе самой свежей операции по спасению (она состоялась неделю назад) вложено еще 50 миллионов евро. При этом авиакомпания нашлепала и распродала облигаций на 340 млн евро, чтобы отдать предыдущие долги на 200 миллионов евро. И теперь обязана выплачивать только в виде ежегодных процентов по 50 миллионов евро в год в течение ближайших пяти лет, не считая выплаты самих 340 миллионов через пять лет.
Занимательная арифметика, не правда ли? Про какие оптимистичные прогнозы тут вообще может идти речь? За весь прошлый год airBaltic получил прибыль около 33 миллионов евро. А перед этим годами работал в убыток. И что будет с нынешним годом, совершенно непонятно.
Детальный расклад по ситуации с airBaltic дал известный латвийский предприниматель Евгений Гомберг. Авиакомпанию он называет «дырой в небе, куда страна забросила уже 596 миллионов уставного капитала». А еще — финансовой пирамидой. Потому что как еще иначе назвать фирму, чья коммерческая схема — когда доход обеспечивается за счёт постоянного привлечения денег новых участников.
Главная проблема авиакомпании, по его мнению, в никудышном управлении. Она имеет все признаки лоукостера, но при этом не ведет себя экономически не как лоукостер, претендуя на нечто большее. У нее шикарные замашки и высокие потребности при низкой эффективности. В чем именно это расхождение, Гомберг рассказывает очень подробно, так что советуем прочитать его пост целиком.
Мы же просто согласимся с его резюме: «Начиная с 2009 года, airBaltic перевезли 46,7 миллиона пассажиров. Общий убыток – 613,2 миллиона евро. То есть, за последние 15 лет государство доплачивает по 13,13 евро за каждый билет. Сколько еще тащить эту национальную гордость без ручки? Какое правительство, наконец, согласится bite the bullet, закусить пулю?».
Последнее выражение — это идиома, означающая сцепить зубы и сделать неприятное дело. Вот только для правительства, похоже, airBaltic имеет какую-то свою, тайную, неизвестную нам притягательность, о которой мы не догадываемся. И пока она есть, авиакомпанию будут тащить даже без ручки, зубами и ногтями.