Скоро все будем отдыхать: латвийские самоуправления не знают, как свести концы c концами

Скоро все будем отдыхать: латвийские самоуправления не знают, как свести концы c концами
В двух краях Латвии сбылась давняя мечта человечества: чтобы отдыхать не два, а три дня в неделю. Работники самоуправления Талсинского края перешли на такой режим с апреля, а с июня к ним присоединятся их коллеги из Балвского края. Но рады ли они этому?

Все мы помним анекдот про туриста, который заблудился в лесу и кричал в надежде, что его услышат. На крики вышел медведь: «Ну, вот, ты услышан. Но рад ли ты этому?». Примерно так и случилось с работниками двух краевых самоуправлений Латвии, которые, сами того не желая, заполучили укороченную рабочую неделю аж с тремя выходными, но никаких положительных эмоций от этого не испытывают.

 

Первыми на 4-хдневный рабочий режим перешли в самоуправлении Талсинского края: он начался с 15 апреля и будет продолжаться по 31 декабря. Причина — катастрофическое финансовое положение муниципалитета. Понимая всю непопулярность такого решения, Талсинская дума считала и так, и эдак, однако 4-хдневная рабочая неделя оказалась единственным выходом, чтобы принять бюджет.

 

Естественно, она потянула за собой урезание зарплаты на 20%. Кроме того, пришлось решиться и на сокращение должностных мест: среди муниципальных служащих уволить должны каждого четвертого.

 

Ну, а через две недели по той же проторенной колее двинется Балвский край. Денег нет, но вы держитесь: до 1 июня руководители муниципальных учреждений и служащие должны решить, согласятся ли они на сокращение заработной платы на 20% и один лишний выходной.

 

При этом рабочая нагрузка останется прежней: ведь дел меньше не станет. А у некоторых нагрузка даже увеличится — если придется выполнять обязанности уволенного коллеги, так как ликвидация ряда рабочих мест неминуема.

 

Как заявил председатель Балвского края Сергей Максимов, людей увольнять неприятно, они злятся, в самоуправлении чувствуется напряжение. Однако иного варианта нет. Бюджету не хватает более 4 миллионов евро. Меры по оптимизации позволят сэкономить 2,3 миллиона евро, в том числе переход на четырехдневную рабочую неделю - около 770 000 евро, а сокращение должностей сэкономит еще 241 000 евро.

 

Ну а поскольку денег все равно не хватает, муниципалитет также проведет реорганизацию учреждений культуры, объединит волостные администрации и примет ряд других мер. Например — закроет Видучскую основную школу и её филиал в посёлке Жигури. Сама школа находится в посёлке Семёново, и в конце 2023 года в ней училось 48 детей. Ликвидируют и поселковый молодёжный центр, где много времени проводили ученики школы. В целом из-за этого работу потеряет 55 человек. А ведь речь идет о сельской глубинке, где новой работы практически не найти.

 

И все равно полностью финансовую дыру Балвскому краю закрыть не удастся, придется брать кредит у Госказны в размере 2,4 миллиона евро.

 

В ужасном финансовом положении находится Резекне. Чтобы свести концы с концами, городская дума временно прекратила выплаты по ряду муниципальных пособий. Больше не выплачивается пособие по уходу за новорожденным и пособие по опекунству. Отменены акции (на Пасху и Рождество), когда малоимущие и нуждающиеся могли получить бесплатный обед в приюте. Не покрываются расходы на услуги бани и медицинскую реабилитацию. Пенсионеры, инвалиды, малоимущие и малообеспеченные должны сами выкладывать за баню 10 евро. К чему это уже привело? «Если раньше человек в баню приходил почти каждую неделю, то сейчас — раз в месяц», - рассказала директор общественной городской бани Инара Курилова. То есть, в 21 веке в стране Евросоюза люди имеют возможность помыться лишь раз в месяц!

 

В целом из муниципальных пособий в Резекне сохранено лишь одно — на питание для детей с инвалидностью. И можно, конечно, кивать на то, что это — результат плохого хозяйствования прежнего мэра Барташевича, на которого сейчас вешают всех собак. Но как тогда быть с финансовой ямой, в которую угодили Талси и Балви?

 

Потому что причина все же иная: буквой «зю» регионы поставило государство, сделавшее ряд непродуманных шагов. Это налоговая реформа 2018-го, когда в Латвии ввели прогрессивную ставку подоходного налога с населения, что сильно ударило по муниципальным бюджетам. Ведь ясно, что в провинциях, где люди получают меньше, чем в среднем по стране, этот налог будет мизерным. А, как известно, он для самоуправлений составляет основную доходную часть.

 

Это решение государства переделать соотношение подоходного налога с населения. Если раньше в госказну шло 20% этого налога, а в муниципальную казну — 80%, то теперь соотношение другое: 25% на 75%. Со стороны кажется, ну, что за мелочь — отнятые 5%, но на самом деле для самоуправлений они стали большим ударом.

 

Это, не к ночи будь помянута, административная реформа, когда у одних самоуправлений территории отрезали, к другим пришили — и в итоге богатые муниципалитеты стали богаче, а бедные — беднее.

 

Государство же помогает местным властям недостаточно, и даже после перераспределения средств через Фонд выравнивания в бедных краях и городах почти ничего не меняется.

 

 

Вот почему осенью 17 самоуправлений оказались в тяжелой финансовой ситуации, близкой к той, в которой сейчас находятся Талсинский, Балвский край и Резекне. С помощью новых займов этим 17-ти кое-как удалось оттуда выкарабкаться. Но теперь у них новые проблемы. Их принесли инфляция и принятое государством решение повысить минимальную зарплату до 700 евро в месяц. Как прокомментировал глава Союза самоуправлений Гинт Каминскис, «Министерство финансов посчитало, что влияние этого решения на самоуправления составит 34 миллионов евро. Конечно, 14 миллионов придут обратно с подоходным налогом. Но ещё остаются 20 миллионов, и где их найти?».

 

Так что четырехдневная рабочая неделя, о которой мечтают, но пока не могут себе позволить самые развитые страны мира, скоро осуществится и в других латвийских провинциях. Им просто больше ничего не останется, чтобы не обрушить свой бюджет. Ну а схема, по которой это делается, уже отработана…