Чиновники Рижского самоуправления переименовали Московский форштадт в Латгальский микрорайон, сообщил вице-мэр Риги Эдвард Ратниекс. Но Дума по этому поводу голосовать не будет: топоним — неофициальный. Интересно, примут ли его рижане?
Итак, орган с длиннющим названием — Комиссия по топонимам и наименованиям объектов городской среды Риги Департамента городского развития Рижского самоуправления — решил, что название Московский форштадт для одного из старейших районов Риги больше не годится. Надо его изменить!
А ведь этот топоним — отнюдь не советское наследие. Название «Московское предместье» было присвоен району ровно 240 лет назад — в далеком 1784 году. Дома там тогда разрешалось строить только деревянные, чтобы в случае приближения вражеских войск их можно было сжечь, а жителям укрыться за городскими стенами. В последний раз так случилось при наступлении Наполеона в 1812 году. А потом предместье вновь отстроилось, сохранив название.
Сохранилась также карта, составлена веком позже — 1876 года, подписанная на немецком, и Московское предместье там названо как Moskauer vorstadt. Потому что форштадт — это и есть предместье. С тех пор и вплоть до наших дней этот район так и называли — на немецкий манер.
Но сегодня Рижское самоуправление копает все глубже в прошлое. Расправившись с советскими названиями, но не утратив азарт, оно принялось ликвидировать топонимы уже двухсотлетней давности и теперь докопалось до Московского форштадта.
Курьез в том, что это историческое название в настоящее время не фигурирует в официальных документах, поскольку с января прошлого года отменено административное деление Риги. В столице нет больше ни районов, ни предместий.
Казалось бы — тогда о чем вообще речь? А дело в том, что рижане продолжают употреблять «Московский форштадт» в живой речи, также это название осталось на картах и некоторых сайтах. Что, с точки зрения чиновников самоуправления, недопустимо.
Поэтому, хоть Рижская дума и не может по неофициальному названию голосовать, это сделала комиссия. Собралась и порешала — в рамках «продолжения устранения последствий оккупации», как выразился Кирсис.
Жаль, что он не уточнил, какую именно оккупацию имеет в виду. Ведь если речь идет уже об оккупации со стороны Российской империи, то логично дальше заняться ликвидацией последствий шведской оккупации (Шведские ворота в Старой Риге), польской и немецкой (немецким топонимам вообще несть числа). Рижанам стоит к этому приготовиться, ибо новость о переименовании Кирсис закончил фразой «Продолжаем работу над латышской Ригой» в социальных сетях.
Какие же последствия будет иметь решение комиссии, переименовавшей несуществующую административную единицу? Да прямо-таки глобальные. Проинформируют Латвийское агентство геопространственной информации, где в базе данных географических названий зарегистрирован топоним «Московский форштадт».
Также «каждый может начать использовать новое название района в своей повседневной жизни», - оптимистично предположил Кирсис в том же посте в соцсетях.
Может начать. А может и не начать. Ведь это у чиновников самоуправления других проблем, кроме переименования улиц, нет. А у рижан, живущих в условиях разваливающегося городского хозяйства — по милости этих самых чиновников, — и других забот хватает.