Бездонная бочка: ради airBaltic государство готово опять влезать в долги

Бездонная бочка: ради airBaltic государство готово опять влезать в долги

Сегодня Сейм будет решать, поддержать ли правительство в решении купить облигации airBaltic на 136 миллионов евро. В том, что решение будет положительным, сомневаться не приходится: ради того, чтобы это стало возможным, уже приняты законодательные поправки.

Недавно Сейм принял поправки к закону об управлении бюджетами и финансами. Они наделяют министра финансов правом приобретать ценные бумаги с фиксированным доходом, выпущенные госпредприятиями. Ошеломительная скорость, с которой эти поправки прошли через парламент, не оставляют сомнений, кому они посвящены. Ну, конечно, авиакомпании airBaltic, чье спасение давно стало для нашего правительства идеей фикс.

 

Почему сейчас национального авиаперевозчика приходится спасать снова? Ведь он, наконец, вышел в прибыль: 33,6 миллионов долларов за прошлый год (тогда как предыдущий год был убыточным). Да, это звучит весьма скромно, если учесть, что государство вбухало в его спасение около полумиллиарда евро. Но все же! Спасать-то зачем?

 

А дело в том, что пять лет назад airBaltic выпустил облигаций на 200 миллионов евро, которые продал более сотне инвесторов из 25 стран. И нынешним летом, в конце июля, истекает срок их погашения. Однако с деньгами у авиакомпании все плохо. Вот лично у главы airBaltic Мартина Гауса с его аномально завышенной зарплатой с деньгами все прекрасно. Тогда как вверенное ему госпредприятие рискует оказаться на пороге банкротства, если не расплатится.

 

 

«Решение, что государство может приобретать облигации air Baltic, свидетельствует, что ситуация достаточно критическая, и компания не имеет достаточно собственных средств и не видит возможности привлечения внешних инвесторов для погашения облигаций на 200 миллионов евро», - так оценивает реалии председатель правления CBL Asset Management Карлис Пургайлис.

 

А журналист Марис Краутманис из NRA выражается еще беспощаднее: «Если деньги не будут возвращены, то возникает угроза безобразия - понятно, что мечта о котировке акций airBaltic когда-нибудь в будущем рухнет. Это еще не самое страшное – самое страшное то, что существует угроза неплатежеспособности, банкротства и ликвидации. И тогда купленные за большие деньги самолеты будут дешево проданы с молотка».

 

Интересно, что сам глава авиакомпании Мартин Гаус еще в феврале, лучезарно улыбаясь с экрана ТВ в передаче De facto, уверял латвийцев, что авиакомпания способна собрать 200 миллионов евро для погашения облигаций сама. Но упомянул, что государство, как акционер, может сыграть в этом свою роль. Какую именно? Это Гаус уточнять отказался: информация о рефинансировании облигаций airBaltic конфиденциальна.

 

Однако дыра в кармане airBaltic оказалась такая, что цифры сейчас сами выпали наружу.

 

Очередное спасение авиакомпании будет выглядеть так: снова выпустят облигации на 200 миллионов евро, из которых государство купит значительную часть. Так сказать, увлекая частных инвесторов собственным примером: мол, смотрите, латвийское правительство приобрело ценные бумаги airBaltic, а значит — оно в них верит!

 

Сколько же облигаций государство намерено купить? Сначала речь шла о 100 миллионах евро. Затем возник довесок еще в 36 миллионов. «Еще в понедельник министр финансов Арвилс Ашераденс («Новое единство») после встречи коалиции обещал меньшее - он признал, что государственные облигации airBaltic можно приобрести не более чем на 100 миллионов евро, - изумляется журналист NRA. - А сейчас это уже 136 миллионов».

 

Действительно, во вторник правительство поддержало покупку облигаций латвийской национальной авиакомпании airBaltic на сумму до 136 миллионов евро. При этом агентство LETA уточняет, что из указанной суммы долг компании airBaltic перед Государственной казной в размере 36 миллионов евро будет конвертирован в новые облигации.

 

Сейчас члены Кабмина дружно уверяют общество, что покупка облигаций у госкомпании, которая по своим облигациям пятилетней давности расплатиться не в состоянии, — это очень выгодно и полезно. Так, министр транспорта Каспарс Бришкенс заявил, что «есть явный экономический вклад от процентных выплат, которые государство получит в том же размере, что и частные инвесторы».

 

А министр финансов Арвил Ашераденс заверил, что «такая покупка облигаций компаний государственного капитала не создает давления на дефицит госбюджета». Насколько это радосное известие — вопрос. Поскольку деньги госбюджета использовать не планируется, то правительство займет средства на внешних финансовых рынках.

 

В свою очередь премьер-министр Эвика Силиня поспешила умаслить общественное мнение, отметив, что в будущем планируется котировать акции airBaltic на бирже, и это даст возможность приобрести акции предприятия и жителям Латвии (а мы ведь только об этом и мечтаем!).

 

Однако есть и другая точка зрения. Айварс Стракшас, бывший вице-президент другой горскомпании — Latvijas dzelzceļš заявил в интервью NRA, что понимает мотивы государства, решившего опять спасать airBaltiс, но не понимает метода спасения. Да, ничего не делать и тем самым закопать авиакомпанию, в которую уже вбухано полмиллиарда евро, было бы обидно, сказал Стракшас. Однако бизнес-план по спасению неудачен.

 

Фактически этот план означает — дать Гаусу, «уже отхватившему сотни миллионов», еще больше денег. «Дайте ему еще 100, 200, и этого будет недостаточно, потому что нужно 300? Тогда он купит больше самолетов», - говорит Стракшас. Неудачные (мягко говоря) стратегии Гауса, который непрерывно закупает новые самолеты (притом что латвийцы все равно летают на всяком старье) он считает корнем зла. По его мнению, Гауса надо выгнать из авиакомпании, одолжить ей опять денег, нанять нормальное толковое управление и выработать совершенно новую стратегию развития airBaltic.

 

Но это — личное мнение частного лица. А власти считают иначе — и продолжают держать Гауса и спасать вверенную ему госкомпанию. Даже несмотря на то, что это чревато неприятностями из ЕС, о чем предупреждает инвестиционный банкир Гиртс Рунгайнис.

 

Сообщив порталу Rus.LSM, что в целом он поддерживает идею государства приобрести облигации (потому что других вариантов нет потерять авиакомпанию просто нет), он отметил: «Понятно, что для airBaltic профинансироваться в нынешней ситуации трудно. Поэтому, конечно, государству надо искать возможности поддержать свою компанию. То, что это, наверное, в конце концов приведет к жалобам со стороны других членов ЕС насчет государственной поддержки - это будет каким-то образом продолжаться, и не все там хорошо. Но краткосрочно, это, конечно, лучшее, что можно сделать».