Латвийский Союз свободных профсоюзов (LBAS) предложил установить минимальную зарплату в размере 50% от среднемесячной зарплаты в стране. Звучит хорошо, однако к реальности имеет мало отношения.
Как сообщила специалист по общественным отношениям LBAS Санита Биркенфелде, уже составлена директива об адекватной минимальной зарплате в Латвии, которую обсудят уже сегодня (17 апреля) на заседании подсовета Национального совета по трехстороннему сотрудничеству.
Цель директивы — обеспечить, чтобы работники получали адекватную минимальную зарплату для достойного проживания, независимо от того, где они заняты.
Стоит заметить, что это соотношение — чтобы минимальная зарплата соответствовала 50% среднемесячной зарплаты в стране, — взято не с потолка, а из директивы ЕС. Так что Латвия просто обязана на нее ориентироваться.
Правительство, правда, считает иначе. Министерство благосостояния внесло компромиссное предложение — установить минимальную месячную заработную плату в размере 45% от среднемесячной оплаты труда. Но профсоюз уверен, что этого недостаточно.
Требование профсоюзов звучит музыкой в ушах рядового латвийца, и он всеми руками «за». Ведь что получается? Каждый год статистическое управление радостно рапортует, что средняя зарплата в Латвии опять выросла. Так, в прошлом году в частном секторе она составила (до уплаты налогов) 1537 евро, что почти на 12% больше, чем в позапрошлом году. А в государственном секторе она выросла больше 13%, достигнув 1553 евро.
Однако обычный работяга или рядовой офисный клерк смотрят на собственную зарплату и видят, что она не менялась со времен царя Гороха. В чем же загвоздка, думают они. И откуда взялся тот лучезарный среднестатистический латвиец, у которого зарплата все растет и растет?
А все просто. Это, на самом деле, растет и ширится пропасть между оплатой труда: как в разных сферах, так и в разных социальных слоях Латвии.
Для примера: в сфере услуг размещения и питания средняя зарплата в прошлом году составляла 993 евро. А в сфере финансистов и страховщиков она составляла 2678 евро. (В обоих случаях — до уплаты налогов). То есть разница — почти в три раза.
А вот другой пример: число госчиновников, получающих больше 10 тысяч евро в месяц, выросло — всего лишь за год! - на 30%! Теперь таковых в Латвии 3004 человека, которые обходятся государству минимум в 216 млн евро, или примерно 2% бюджета.
То есть здесь разница зарплат уже отличается в 16 раз! Гигантская социальная пропасть.
Но наша статистика берет ежемесячный доход какого-нибудь Райтиса Нешпорса (председателя правления Pasažieru vilciens и члена правления Valsts nekustamie īpašumi — общий доход в 11 644 евро в месяц), прибавляет к нему минимльный оклад уборщицы, которая моет в этих учреждениях полы. И получает довольно приятную среднюю зарплату, так же отражающую реальность, как средняя температура по больнице.
Тем не менее, если ЕС предлагает на такую цифру ориентироваться — давайте ориентироваться. Давайте поднимать доходы самого бедного нашего населения, кто ж против. Вот только — за чей счет?
Если делать так, как предлагают сейчас профсоюзы, то получается: мы возлагаем повышение минималки на плечи работодателей. А они в Латвии и так еле справляются с финансовым бременем. Каждое новое требование о повышении зарплаты приводит к тому, что работодатели сокращают число работников, либо переводят их на половину ставки, либо начинают платить им наличкой в конверте. Есть и совсем печальный вариант: работодатели просто сворачивают свой бизнес и уезжают.
Куда справедливей было бы возложить рост зарплат на плечи государства. Ведь это оно своим потаканием увеличению числа высокооплачиваемых чиновников все расширяет и расширяет социальную пропасть. Сколько лет люди спрашивают, за что госказна платит по 80 тысяч евро в месяц главе долгое время бывшей убыточной госкомпании Airbaltic Мартину Гаусу — а ответа все нет.
Ну, так если у вас есть такие деньги на Гаусса, найдите деньги и на повышение минимальных зарплат. Увеличьте, например, сумму необлагаемого минимума — и минимальная зарплата вырастет автоматически. Что, государству остро нужны эти налоги? А вы уменьшите государственные расходы: все эти сумасшедшие зарплаты высшего чиновничества, презентационные расходы, премии, доплаты и надбавки — глядишь, и сойдется «сальдо-бульдо».
Но — нет, расходы чиновничества — это святое.
«На данный момент строить прогнозы о том, что следовало бы снизить расходы правительства, рано», - испуганно отозвалась премьер-министр Эвика Силиня после того, как министр финансов заявил, что экономика Латвии тормозится, план по налогам не собирается, так что правительству стоило бы пересмотреть свои расходы.
К слову, недобор за первые два месяца этого года составляет 40,5 миллиона евро. Если эта тенденция продолжится, в год госбюжте недосчитается около 240 миллионов евро.
Где-то мы только что схожие цифры наблюдали? Ах, да — примерно во столько обходится содержание новоиспеченной кучки высокооплачиваемых госчиновников в 3004 человека, возникшей как раз за последний год.