За создание дипфейков можно будет сесть на четыре года

За создание дипфейков можно будет сесть на четыре года

На следующей неделе подкомиссия Сейма по уголовному праву приступит к рассмотрению поправок об уголовной ответственности за использование дипфейков в предвыборной агитации. Необходимость назрела давно, но неясно, кто и как сможет определять фальшивку, чтобы виновный ответил по закону.

То, что Латвии нужен закон, который бы жестко карал за создание контента, созданного с помощью технологий дипфейк (глубокой фальсификации), было ясно давно. Проблемой этой озабочены не только мы, но и другие страны ЕС. Развитие искусственного интеллекта, который самообучается семимильными шагами, дошло до уровня, когда нельзя верить ни своим глазам, ни своим ушам.

 

Отличить настоящую картинку от сгенерированной – архисложно. Образы и мимика подделок на редкость реалистичны, речь – достоверна, а авторы самого известного бота в мире (ChatGPT) на днях с гордостью объявили, что создали программу, идеально имитирующую голос любого человека по 15-секундному звуковому образцу.

 

По этой причине фото-, видео- и аудиоматериалы, созданные с помощью дипфейка, уже стали неотъемлемой частью избирательных кампаний, проходящих в различных странах. И то, что с ними в скором времени столкнутся и латвийцы, сомнений не вызывает. Ведь коммерческую эксплуатацию образа известных в Латвии лиц мы уже наблюдали — в этом году, когда мошенники использовали для рекламы жульнической инвестиционной платформы видеоизображение президента Ринкевича, заставив эту живую картинку расхваливать их аферу на все лады.

 

Прекрасно понимая, что из сферы мошеннической коммерции это явление вот-вот перекочует в сферу политики, власти решили сработать на опережение. И теперь у нас имеются сразу два законопроекта, которые призваны это предотвратить.

 

Первый законопроект — предложение президента Латвии обязать политические партии и объединения информировать избирателей, если они используют при подготовке предвыборных агитационных материалов компьютерные программы с использованием искусственного интеллекта.

 

Второй законопроект — это уже упомянутые поправки в Уголовный закон, предложенные депутатами от «Нового Единства», Союза «зеленых» и крестьян и «Прогрессивных». Они предполагают, что ст. 90–1 Уголовного закона в новой редакции будет наказывать за применение технологии глубокой подделки и за ее распространение с целью изготовления ложной информации о политических партиях или кандидатах в депутаты Сейма, думы самоуправления или Европарламента, чтобы дискредитировать указанных лиц или подорвать их репутацию. Наказание предполагается разнообразное – либо тюремное заключение до четырех лет, либо краткосрочное лишение свободы, хотя можно отделаться штрафом и пробационным надзором.

 

Все это может быть принято в скором времени, чтобы действовать на момент выборов в самоуправления 2025 года.

 

Однако остаются вопросы: с помощью каких инструментов нововведения будут воплощаться в жизнь. И тут все непонятно.

 

Располагает ли Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (на которое явно и возложат исполнение закона) нужными специалистами? Располагает ли оно нужными технологиями и аппаратурой, помогающими распознавать дипфейк?

 

Чтобы закон работал, он должен быть подкреплен людьми и средствами. А значит пришла пора задуматься над созданием отдельной структуры, контролирующей использование ИИ — не только перед выборами, а круглый год, и не только в агитационных материалах, а повсеместно.