Обратите внимание: материал опубликован более чем один год назад

У каждого ЧП есть имя и фамилия: кто ответит за бардак на железной дороге

У каждого ЧП есть имя и фамилия: кто ответит за бардак на железной дороге

Neatkarīgā взяла интервью у Анрийса Матисса — бывшего министр сообщения (с 2013 по 2015 год), который рассказал свое видение подноготной провала новеньких чешских электричек в Латвии. Спойлер: чехи — ни при чем, вся вина лежит на конкретных латвийских чиновниках.

Скандал с новенькими чешскими электричками, которые радуют глаз, но не в состоянии возить по Латвии пассажиров, должен иметь последствия. Сакраментальное — кто виноват? — носится в воздухе, поэтому журналисты NRA взялись опрашивать бывших министров сообщения с просьбой оценить ситуацию.

 

Айнар Шлесерс (министр сообщения в 2004-2009 году) считает, что виноваты те, кто закупил этот «позор» — таким словом он назвал продукцию Škoda Wagonka. Заявив, что эти поезда «ездят со скоростью 0 км/ч», Шлесерс саркастически предположил, что они предназначались для Индии.

 

Однако совсем иное мнение у Анрийса Матисса, который являлся министром сообщения с 2013 по 2015 год.

 

С самими поездами проблем нет, — считает Матисс, и приводит в доказательство тот факт, что Эстония тоже заказывает поезда у завода Škoda Wagonka, и весьма ими довольна. Поэтому корень проблемы — в ином. «Инфраструктура не приспособлена, — объяснил Матисс. — Об этом никто не думал — ни Министерство сообщения, ни АО Pasažieru vilciens. Думали: поставим новые поезда на старые рельсы, и все будет работать».

 

По словам Матисса, контактная сеть не обновлялась в течение 50-60 лет. Но если со старыми, еще советскими поездами, проще — там две рукоятки, лом и молоток, с помощью которых их можно ремонтировать, — то у новых поездов, битком набитых электроникой, — тонкий механизм. Их и починить гораздо сложнее, и на старую контактную сеть они реагируют намного сильнее: чуть что не так — отказываются ехать.

 

 

Самое возмутительное: Евросоюз выделял Латвии деньги на обновление инфраструктуры. Там хватало на все: и на перроны, и на контактную сеть, и на остальное. Однако в Pasažieru vilciens не захотели этим заниматься. «Перроны — это позор, — говорит Матисс. — Деньги на них выделили еще несколько лет назад, но строить их начали только осенью прошлого года. До сих пор люди ходят по построенным наполовину перронам, скользят и падают на сбитых гвоздями досках».

 

На вопрос журналиста NRA, что случилось с деньгами ЕС и куда их разбазарили, Матисс ответил: деньги не разбазарены, деньги — не освоены. Нам давали средства на проекты, но мы не хотели ничего делать и потому не брали.

 

«Они просто не освоены. Они потеряны. Условия Евросоюза предусматривали, что средства надо было освоить к ноябрю-декабрю прошлого года. Деньги на перроны потеряны, так как из 40 перронов построены только шесть-семь. Деньги на новые поезда также поступали из фондов Евросоюза за предыдущий период. Эти деньги тоже точно уже потеряны, поскольку поезда не поставлены и не введены в эксплуатацию. Может быть, эти деньги переведены на другие программы. В итоге латвийским налогоплательщикам придется платить за все это из госбюджета».

 

На вопрос, так кто конкретно виноват, что на железной дороге сейчас такой бардак, Матисс прямо ответил: «Закупка проводилась и организовывалась, в основном, во времена министра Талиса Линкайтса, тогда многие ездили фотографироваться на завод и радовались, какие красивые строятся поезда. Все домашние задания, инфраструктурные проекты должны были быть внедрены при предыдущем парламенте и при Линкайтсе».

 

Минсообщения должно было и курировать все проекты Евросоюза, включая реконструкцию перронов, контактных сетей и прочей инфраструктуры, но не справилось с этой задачей.

 

Также, по мнению Матисса, ответственность лежит на руководстве Pasažieru vilciens и Latvijas dzelzceļš, не обеспечивших обновление инфраструктуры. Матисс уверен, что «с них спросят, и может появиться иск о взыскании ущерба...».

 

 

В целом экс-министр считает ситуацию крайне безобразной. «Поезд — этот хребет транспортной системы, самый безопасный вид транспорта в снег и дождь, в Латвии утратил свою надежность. Тогда как во всех других странах он остается самым стабильным способом передвижения. Многие люди, живущие в окрестностях Риги, к примеру, предпочитали бы ездить на работу на поезде, а не на своем личном автомобиле. Но рассчитывать на него они не могут, и это полный абсурд».