Во вторник, 9 января, началось заседание Конституционного суда по делу о ВНЖ для жителей Латвии с паспортами РФ. А именно, истцы просят оценить последние поправки к Закону об иммиграции на соответствие их Сатверсме ЛР.
Заседание поделено на четыре для, и в первый день выступали истцы (их представляют присяжный адвокат Инесе Никульцева и юрист Елизавета Кривцова), ответчик (Сейм Латвии представлял заместитель госсекретаря Министерства внутренних дел Вилнис Витолиньш), а также представители двух министерств – внутренних дел и юстиции.
После выступления представительниц истцов последовала сессия вопросов от судей (их семь человек). В то время как одни из них пытались выяснить юридические нюансы дела, другие требовали ответа на вопрос, почему проживающие в Латвии люди с российскими паспортами так массово поддержали кандидатуру Владимира Путина на выборах президента в 2018 году. Юрист Елизавета Кривцова ответила, что, во-первых, нет уверенности в достоверности данных российского ЦИК, во-вторых, выборы закрытые и анонимные, то есть мы не можем знать, кто именно голосовал и как. Да и свою речь она начинала с рассказа о том, что до 24 февраля 2022 года – это была совершенно другая эпоха в отношениях Латвии с Россией. Были и поездки президентов Латвии в Москву, и общие фото, и другие доброжелательные жесты.
Когда возможность задать вопросы появилась у представителя ответчика, Вилнис Витолиньш дважды настоял на том, чтобы Инесе Никульцева и Елизавета Кривцова подтвердили, что никого из представляемых ими истцов еще не выдворили из страны.
Она отмечает, что по поводу статуса людей, которых затронули оспариваемые поправки, во время первого дня заседания была явная неопределенность. То их называли «иностранцами», подчеркивая их «чужой» статус в Латвии, то вдруг вспоминали, что «они же всю жизнь здесь прожили, а многие даже родились».
После полудня были выступления и вопросы в адрес ответчика и министерств. Отвечая на неудобные вопросы истцов, представители власти пытались обосновать, в чем именно состоит угроза нацбезопасности, которую якобы представляют собой преимущественно женщины предпенсионного или пенсионного возраста, мамы и бабушки (не)граждан Латвии. Так, одной из озвученных версий стала та, что после начала войны в Украине нужно было проверить на лояльность буквально каждого жителя Латвии с российским паспортом. Но тогда непонятно, что почему из примерно 49 тысяч таких людей, постоянно проживающих в Латвии, особые требования выдвинули именно к 25 тысячам, которые к тому же раньше были гражданами или (чаще) негражданами Латвии.
Но это еще не самое интересное. Подводя итоги первого дня заседания, Елизавета Кривцова написала в своем Facebook:
- УДГМ может само освободить от экзамена по латышскому без справки, просто оценив ситуацию человека,
- с отмененным ВНЖ можно въезжать и выезжать из страны, если объяснить, что очень надо,
- подавать документы на ВНЖ можно, находясь в Латвии нелегально,
- чтобы получить новый ВНЖ отсутствовать можно больше, чем 12 месяцев за пять лет,
- отсутствие по работе допускается».
Эти утверждения ведущих сотрудников госведомств говорят о том, что, во-первых, они не обладают достаточной информацией о применении придуманных ими поправок, а, во-вторых, эти поправки не предусмотрели массу случаев, которые никак нельзя было уложить в канву новых требований. Дважды справляя собственные ошибки, в апреле и сентябре 2023 года Сейм частично решил некоторые проблемы, но не все.
«На самом деле, 9 января сотрудники министерств и представитель парламента подложили свинью начальству PMLP. Они наговорили вещей, которые не соответствуют действующей редакции закона и категорически противоречат тому, что на самом деле делает PMLP, руководствуясь этим самым законом. Поэтому мне тоже очень интересно, как будут выкручиваться представители PMLP, - говорит Ольга Петкевич. – Также хочу обратить внимание на то, что ни одна из представленных в Сейме партий не пришла на заседание КС поддержать Лизу и Инесу. Мы приехали из Даугавпилса вместе с тремя моими подружками, в которыми ездили в Брюссель. А политики, проживающие в Риге, не нашли времени на это важное событие. Не говоря о том, что, если бы этот иск подали депутаты Сейма, то процесс шел бы быстрее (не нужно было бы собирать все доверенности документы, постоянно переписывать текст иска ввиду меняющихся обстоятельств у истцов) и был бы объективнее, потому что тогда рассматривались бы не только ситуации конкретных истцов, подписи которых мы собрали, а всех без исключения жертв этих поправок».
Следить за вторым днем заседания Конституционного суда можно будет онлайн по этой ссылке.