Обратите внимание: материал опубликован более чем один год назад

В соцсетях латвийцы проявляют наибольшую этническую ненависть к евреям1

В соцсетях латвийцы проявляют наибольшую этническую ненависть к евреям

Директор Латвийского центра прав человека (ЛЦПЧ) Анхелита Каменска обнародовала данные мониторинга соцсетей: в адрес кого там чаще всего звучали враждебные речи.

Оказалось: наибольшую ненависть пользователи соцсетей испытывают к евреям, а сразу за ними идут – русские.

 

Мониторинг проявлений «языка ненависти» проводился с января 2021 года по ноябрь 2023 года в самых популярных социальных сетях и в разделах комментариев новостных сайтов. Всего за этот срок было выявлено 2414 случаев «языка ненависти», из которых 1607 приходится на соцсети, а 807 – на новостные порталы.

 

Не обошлось без открытий, многое говорящих о менталитете жителей Латвии и об общей ситуации со сплоченностью общества. Выяснилось, что чаще всего этническая ненависть фиксировалась в отношении лиц еврейской национальности. А именно – в 44,9% случаев. Сразу за евреями следуют ненавистнические высказывания в отношении русских (30,7%) и украинцев (13,4%). На долю латышей приходится всего (6,2%).

 

По словам Анхелиты Каменски, «евреи упоминаются везде, где только можно». По мнению комментаторов, они ответственны за все плохое, что происходит в мире». Причем, как подчеркнула директор ЛЦПЧ, в контексте конфликта между Израилем и ХАМАС значительного роста антисемитизма в социальных сетях не наблюдается. «Есть отдельные случаи, но в целом антисемитские комментарии и обмен публикациями продолжаются уже много лет», – пояснила она.

 

Поводом для антисемитских комментариев стали вопросы реституции, пандемия, теории заговора и деятельность бывшего президента Эгила Левитса.

 

В 45% случаев проявления языка ненависти идентифицированы как гомофобные, 20% – по этническому признаку, 18% были проявлениями ксенофобии, 6% – расизма, 5% – трансфобии.

 

Как показывает исследование, гомофобные комментарии с призывами к насилию и дегуманизации были вызваны событиями внутри страны – принятием закона о партнерских отношениях, выступлением бывшего мэра Риги Мартиньша Стакиса на открытии ночного клуба ЛГБТ+, вступлением Эдгара Ринкевича в должность президента, активностью бывшего министра внутренних дел Марии Голубевой, свадьбой музыканта Кашера, высказываниями некоторых политиков, а также ратификацией Стамбульской конвенции.

 

Самыми частыми видами языка ненависти являются призывы к насилию, убийствам и их оправдание – 30%. В 28% случаях это общие оскорбления, в 26% – дегуманизация, в 8% – призывы к дискриминации, в 6% – распространение предрассудков, теорий заговора и страхов, 1% – отрицание или тривиализация Холокоста, менее 1% – оправдание военных преступлений.

 

Стоит ли удивляться этой печальной статистике? Нет. Иначе и быть не могло. Ведь хотя разжигание ненависти (по ст. 78 и ст.150 Уголовного закона ЛР) является уголовным преступлением, работает этот закон крайне редко и очень выборочно. Вспомним публичное высказывание Эдвина Шновре, что русские — как вши в шубе, никак их оттуда не выгонишь. Или Александра Кирштейнса, который призвал высылать русских из Латвии под духовой оркестр, а во время обсуждения законопроекта о гражданских союзах сыпал словами «пид...рас», «н...гр», «ж...д», уверяя, что они полностью вписываются в латышскую фразеологию.

 

И, конечно же, г-жу Лангу, обзывающую всех русских урлами, зомби и заявляющую, что «такого этноса не существует». И выражение «русская падаль» (krievu maitа), произнесенная во всеуслышанье одним депутатом Сейма — Янисом Рейрсом, в отношении другого депутата Сейма — Виктории Плешкане.

 

Все эти истории (и множество других) всегда сходили оскорбляющим с рук. Даже парламентарии не заступились за коллегу: Комиссия по этике не сочла нужным наказывать Рейрса.

 

Но если для таких публичных персон «речь вражды» прокатывает и остается безнаказанной, так чему удивляться? Беда в том, что сплочению общества и снижению риска обострения национальной напряженности в стране это точно не способствует...