Экс-премьер Кариньш не понимает претензий в необоснованных тратах на аренду самолетов, которые обошлись налогоплательщикам в 613 830 евро. Он убежден, что все делал правильно и призывает нынешнего премьера Силиню поступать точно так же. А еще лучше — купить премьеру личный самолет.
После того, как выяснилось, что Кариньш в бытность премьером для трети своих зарубежных поездок арендовал самолеты с экипажем, затратив на это 613 830 евро, оппозиция потребовала объяснений. Нынешний премьер Эвика Силиня заявила, что считает траты обоснованными. Причина — возросшая роль стран Балтии в мире и возросшая роль самого премьера.
Конкретно по существу Силиня оппозиции отвечать не пожелала, но зато прочла лекцию о сложной геополитической ситуации в мире. Там было сказано и про «российскую агрессию», и про «необходимость сохранения неизменного евроатлантического внешнеполитического курса Латвии, укрепления ее безопасности». Подчеркнуто, что «после начала войны России против Украины международное значение стран Балтии резко возросло». Сделан вывод, что «значительно возросла и роль премьер–министра во внешней политике».
В общем — демагогия и полное отсутствие ответа по существу: что мешало Кариньшу летать в Бельгию, Словению, Данию, Польшу, Германию и другие страны регулярными рейсами.
А что говорит по этому поводу сам Кариньш? А он вообще не понимает, в чем его обвиняют. Аргументы, что ни бывший президент Латвии Эгил Левитс, ни нынешний президент Эдгар Ринкевич частными авиарейсами не пользуются, Кариньш отметает. Себя в роли премьера он назвал «незаменимым», сказав, что премьер-министр — единственное должностное лицо, которого невозможно заменить.
«Я считаю, что премьер-министр должен сидеть за столом переговоров там, где они происходят. Поездки — это всего лишь средство добраться из Риги в другую точку», — заявил экс-глава Кабмина в интервью «Утренней панораме» на ЛТВ. «Если премьер-министра не будет, никто другой не сможет заменить его на переговорах», — подчеркнул он.
И призвал свою преемницу Эвику Силиню тоже летать арендованными самолетами столько, сколько потребуется. А еще правильней, по его мнению, было бы, чтобы государство обзавелось специальным самолетом для нужд правительства.
Между тем, политолог Филипп Раевский назвал такие замашки «признаком страны третьего мира». Его мнение цитирует «Неаткарига»: «Однажды состоялась встреча, на которую представители государства Израиль прибыли обычным коммерческим рейсом. Король Иордании также прибыл регулярным коммерческим рейсом. А потом на частных самолетах с королевской свитой прибыли представители «Хамаса»… Это признак бедности. Когда государственные средства тратятся на частные самолеты, это признак страны третьего мира. Ни одна цивилизованная страна себе этого не позволит».
Публицист Элита Вейдемане изумляется, что «ни бывший премьер-министр, ни действующий премьер-министр, ни коалиция не чувствуют себя виноватыми в том, что деньги налогоплательщиков растрачиваются», и что они даже не утруждают себя объяснениями, просто выдавая речи в стиле «бла-бла-бла». Что это такое, презрение или наглость, - задается вопросом Вейдемане. Или и то, и другое вместе?
А политтехнолог Юргис Лиепниекс сокрушается, насколько изменились нравы в политическом бомонде, ведь еще полтора десятка лет все было иначе. «Я настолько стар, что помню времена, когда министру в Латвии пришлось уйти в отставку из-за клубничного торта, купленного на бюджетные деньги. Это считалось совершенно недопустимой тратой государственных средств, а мы еще хотим быть северной страной и т. д. Были такие времена», - написал Лиепниекс в своем микроблоге «Х».
Речь идет о событиях 2009 года, когда министр Ина Гуделе ушла в отставку после того, как стало известно, что в честь ее дня рождения был куплен клубничный торт, который стоил 790 латов, из бюджетных средств.
Тем временем «Объединенный список» обратился в Госконтроль с просьбой оценить обоснованность расходов на VIP-перелеты Кариньша. «Использование дорогих и эксклюзивных услуг для личного удобства и нежелание информировать об этом общественность – это проявление высокомерия. Кажется, некоторые стали считать бюджетные средства своими", - поясняет свое обращение сооснователь партии Эдвард Смилтенс.