Обратите внимание: материал опубликован более чем один год назад

Главное - не останавливаться: Латвия берет курс на сокращение бюрократии

Главное - не останавливаться: Латвия берет курс на сокращение бюрократии

Новость о том, что администрация Сейма сокращает штат на 10%, внушает робкую надежду — а вдруг этому примеру последуют и другие звенья госаппарата. О его искусственной раздутости говорят цифры: если в ЕС в целом госуправлением занято 16% трудоспособного населения, то в Латвии — 21%. Наш гигантский чиновничий спрут неэффективен, но зато жизнеспособен и на попытки отсечь хоть одно щупальце отвечает мгновенной регенерацией.

 

Крайне низкий коэффициэнт производительности латвийских чиновников хорошо виден на фоне соседей. По признанию председателя парламентской комиссии по долгосрочному развитию Угиса Митревица, «в Эстонии государство и самоуправления должны отвечать на запросы за 7 дней, в Латвии — за 30 дней».

 

И это при том, что наш чиновничий аппарат намного больше, чем в Эстонии. Но там, где эстонцы оптимально решают бюрократические проблемы с помощью высоких технологий, мы увеличиваем штаты и сажаем на казенную зарплату еще больше людей.

 

О том, какой чудовищный перекос в итоге царит в иных отраслях, можно судить по словам депутата Рижской думы и директора школы Анны Владовой, давшей расклад в сфере образования.

 

 

«Чиновники министерства образования: 206 человек. Служба качества образования: 79 человек. Государственный центр содержания образования: 95 человек. Итого: 380 чиновников. А знаете, сколько в Латвии школ? Около 700. То есть по полторы школы на одного чиновника! При этом количество учебных заведений с каждым годом снижается. Число учителей и учеников – тоже. А число чиновников только растет», - возмущенно написала Владова в соцсетях.

 

По одному чиновнику на каждые полторы школы! При этом детей учить некому. Зато есть кому выпускать скандальные методички о том, как научить четвероклассников определять свой гендер. Есть кому спускать в школы строгие указания внедрять компетентностное образование (хотя никто толком так и не понял, что это такое). Есть кому требовать от педагогов писать длинные отчеты на каждый шаг. Взять бы этих контролеров — да отправить в классы: делом заниматься, учить детей математике, физике, химии, истории… У них ведь наверняка педагогическое образование, иначе что они делают в Минобре?

 

И так — в каждой сфере, в каждой государственной институции. Включая правительство: мы ведь в курсе, что там придуманы странные должности для 111 человек, занятых лишь тем, чтобы быть связующим звеном между Кабмином и министерствами. Что они делают — носят в нашу цифровую эпоху бумажки из кабинета в кабинет?

 

Чтобы содержать эту ораву, которая ничего не производит, но исправно получает деньги налогоплательщиков, государство тратит огромные средства. Вот какие интересные данные привел Митревиц по поводу инкассации налогов: чтобы собрать с бизнеса 1 евро, в Латвии тратится на 8 центов больше. Чтобы госбюджет получил 1 евро, предприятия Латвии должны заплатить 2,08 евро. Разницу сожрет бюрократическая система.

 

Митревиц сказал это сейчас, но ведь сколько о том же говорилось раньше! Требования сократить число бюрократов неоднократно выдвигал Госконтроль. И мы даже помним одновременно печальную и смешную попытку сделать это с помощью реформы 2017-2020 годов. На начало сокращений, начатых под фанфары, число чиновников составляло 63 тысячи человек. В 2020 году Госконтроль посчитал результат и удивился: на своих местах сидели, как приклеенные, уже 63 100 чиновников. Оказалось, что министерства и ведомства для отчетов наверх места сокращали, однако параллельно создавали новые должности и новые формы сотрудничества (брали чиновников временно либо внештатно, либо в рамках проектов).

 

 

В общем, это настоящая гидра — стоит ей отрезать кусочек от организма, как она тут же его вновь отращивает.

 

Поэтому свежее заявление пресс-службы Сейма о том, что парламентская администрация упраздняет 26,5 штатных единиц (10% от всех штатных мест) звучит неожиданно и даже внушает осторожный оптимизм. Неужели началось? Тем более что сокращение шататов объясняют модернизацией рабочих процессов, внедрением новых цифровых решений и проектов на основе информационно-коммуникационных технологий. Неужели у нас будет, наконец, как в Эстонии?

 

Так, может, и в других структурах запустят аналогичный процесс? Вон же, на заседании комиссии Сейма по государственному управлению и самоуправлениям депутат Скайдрите Абрама пожаловалась, что в Государственной земельной службе согласование строительных проектов идет до 8 месяцев.

 

 

«Они держат все в своих руках и не отдают частному бизнесу, который мог бы делать то же самое», - констатировала она.

 

При этом, будьте уверены, сотрудников в Земельной службе предостаточно. Просто они, как и остальные казенные структуры, неэффективны. К слову, именно на сфере строительства правительство сейчас хочет продемонстрировать, как можно снизить административный гнет. Обещают уменьшить бюрократические процедуры по оценке воздействия на среду и в отношении территориального планирования, другие новшества.

 

Хочется подсказать — и не забудьте перетряхнуть чиновничий штат: в нем наверняка окажутся бесполезные должности. И еще попросить правительство — главное, не останавливайтесь. Уж если вы внесли пунктом 35–м в свою Декларацию обещания «уменьшить бюрократию» и «сделать эластичней госуправление», так и выполняйте его. Народ это одобрит, оценит и скажет вам огромное спасибо.