В конце октября Сейм начнет рассматривать предложения к Закону об обороте алкогольных напитков. Цель – святая: уменьшить в стране потребление спиртного, чтобы снизить показатели смертности.
Но вот что странно: объявляя войну зеленому змию, депутаты отчего-то не видят проблемы, наносящие здоровью латвийцев не меньше урона, чем водка, коньяк и пиво вместе взятые.
Играй, моя шарманка
Шарманку о вреде алкоголя и необходимости с ним решительно бороться заводит каждый созыв Сейма. В этом ключе бескомпромиссную борьбу с пьянством можно назвать давним парламентским ритуалом.
Не стали исключением и нынешние депутаты, которые в конце октября на заседаниях комиссии Сейма по социальным и трудовым вопросам (куда пригласят и представителей отраслей, связанных с продажей спиртного) начнут рассматривать очередные предложения по ограничению продажи алкогольной продукции.
В целом, чтобы понизить показатели смертности за счет ужесточений по продаже алкоголя, слуги народа собираются обсудить аж 43 предложения. Среди них
- продажа алкоголя не с 18-ти, а с 21 года,
- ограничение продажи спиртного по времени, подразумевающее, что алкогольные напитки можно приобретать не раньше 10:00 и не позже 20:00,
- запрет на продажу спиртного по воскресеньям после трех часов дня,
- запрет продавать алкоголь уже выпившим,
- запрет торговать спиртным на заправках или в Интернете,
- запрет продавать его по акции и прочее.
В общем, депутаты планируют крепко закрутить гайки в плане доступности алкоголя, тем более что в этом вопросе с ними полностью солидарен Минздрав, который не первый год бьет тревогу и приводит поистине пугающие факты и цифры.
Уровень смертности от хмельного зелья в Латвии неуклонно растет. По данным World Health Ranking, 8,8% от общего числа смертей приходится именно на алкозависимых. А это – третий показатель по ЕС после Польши и Словении. Причем пьянство сказывается еще и на кривой преступности.
По словам медиков, из года в год количество пациентов, доставляемых в отделение НМП с алкогольным психозом или тяжелой алкогольной абстиненцией, увеличивается. Растет и число пациентов наркологических диспансеров: самому младшему пациенту с алкогольной зависимостью в Латвии всего 10 лет (!).
То есть картина действительно удручающая, и депутаты, явно чувствуя себя спасителями нации, полагают, что просто обязаны исправить плачевную ситуацию.
А Баба Яга – против
По понятным причинам представители алкогольной отрасли депутатского рвения не ценят. Тем более что для отрасли наступают нелегкие времена. С 2024 года увеличатся ставки акцизного налога, что автоматически скажется на цене продукции. А поскольку свои затраты продавцы будут закладывать в цену, покупателей станет меньше, а спрос явно упадет.
Посему отрасль отнюдь не горит желанием идти на значительные уступки в алкогольном вопросе. Все, на что согласны продавцы, – увеличение возраста, с которого можно будет приобретать алкоголь. А также дополнительные маркировки на бутылках, предупреждающие о вреде зеленого змия для здоровья.
Их аргументы сводятся к тому, что, как ни ограничивай, люди меньше пить не станут, а будут просто набирать алкоголь впрок, и что государству нужно думать не об ограничениях, а о том, как изменить культуру потребления алкоголя. А главное – что от новых ограничений серьезно пострадает экономика.
Это чистая правда и, пожалуй, самый веский аргумент, хотя и не лишенный толики шантажа. Ведь «индустрия греха» (то есть производители и продавцы алкоголя) входит в топ-100 крупнейших латвийских налогоплательщиков, исправно пополняя госбюджет. Кроме того, немаленькие деньги государству приносят доходы от акциза и выдачи лицензий на продажу спиртного. На круг набегает весьма неплохо...
Так что битва в Сейме предстоит явно жаркая. Но самое любопытное, что в этой битве одни будут руководствоваться исключительно своим политическим реноме и тем, какие дивиденды можно будет получить, озвучивая план по спасению нации, а другие – исключительно интересами бизнеса и своим кошельком. Естественно, придут к какому-то компромиссу, но речь не об этом.
Продолжение следует…