Нацобъединение озаботилось воинскими захоронениями1
Депутаты Сейма от Национального объединения разработали законодательные поправки (см. здесь), позволяющие самоуправлениям сносить памятники, под которыми или рядом с которыми «по неподтвержденным данным» могут находиться воинские захоронения.
До сих пор в Латвии в рамках закона «О запрете экспонирования объектов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтаже на территории Латвийской Республики» сносили только те памятники, под которыми не было братских могил или отдельных воинских захоронений.
В целом, согласно этому закону, уже снесены все 69 памятников из специально составленного списка. В дополнение к тому ряд самоуправлений по собственной инициативе демонтировал еще около 50 памятников. Казалось бы — тема исчерпана.
Если поправки будут приняты, работы у самоуправлений по сносу памятников окажется непочатый край. Кровопролитные бои, прошедшие по всей Латвии восемьдесят лет назад, оставили после себя очень много братских могил и отдельных воинских захоронений, и над каждым установлен памятник. Невозможно даже подсчитать, сколько средств и сил понадобится на их снос и на перезахоронение останков.
Зачем Нацобъединению требуется снова ворошить могилы? Вероятно, потому, что оно сейчас, неожиданно для себя, оказалось выкинуто из правящей коалиции и ищет пути, чтобы напомнить о себе.
Но вот зачем это самоуправлениям, у которых и так средств мало, а дыр, которые надо срочно затыкать, очень много? Ведь всего неделю назад 17 из 43-х латвийских самоуправлений объявили о критической финансовой ситуации и предупредили, что денег в их бюджете следующего года не хватит даже для выполнения базовых функций. Базовых! Это значит, что у них катастрофически не хватает на зарплаты учителей, муниципальных полицейских и других своих сотрудников, что они не знают, на какие деньги делать ремонты и как выплачивать ранее взятые кредиты. В целом им надо срочно изыскать где-то 10 миллионов евро.
Но Нацобъединение кажется, так и не поняло, что вылетело из коалиции за отрыв от реальности и нежелание решать насущные проблемы страны.