Что есть будем? Намерение ЕС ограничить лов в Балтике оставит латвийцев без дешевой салаки и кильки1
Еврокомиссия готовит документ об ограничении возможности рыболовства в Балтийском море. Для латвийской рыболовецкой отрали это будет иметь катастрофические последствия.
Серьезно пострадает и потребитель. Если инициатива ЕК будет одобрена, с прилавков латвийских магазинов исчезнут относительно дешевая салака, треска и килька. Другая рыба тоже значительно подорожает.
Рыболовецкая отрасль Латвии в шоке и бьет тревогу. На ней нависла, без преувеличения, смертельная угроза. Еврокомиссия намерена протолкнуть инициативу по ограничению рыболовства в Балтийском море и Рижском заливе, причем уже с 2024 года.
Для латвийских рыбаков это станет сокрушительным ударом. Как заявил в письме к высшим должностным лицам страны глава правления Латвийской ассоциации рыбопроизводителей Виестурс Улис, это будет иметь для отрасли самые печальные последствия. Ведь ЕК готовится принять постановление, которое установит смехотворные лимиты лова на наиболее коммерчески важные для нас виды рыб – салаку (она же балтийская сельдь), треску и лосося.
Однако у ЕК на этот счет свое мнение. Его заботят не проблемы рыбаков, а защита биологических ресурсов в Балтийском море. Согласно проведенным исследованиям, теплые зимы последних лет негативно сказались на популяции салаки, которой для размножения нужны более низкие температуры. Также неумолимо сокращается количество сельди, трески и других видов, особенно – в Восточной Балтике. И поскольку ранее принятые меры по ограничению на вылов не сработали, Еврокомиссия полна решимости закрутить гайки потуже.
В теории ограничение лова должно положительно повлиять на увеличение популяции рыбы. Но на практике это добьет латвийское рыболовство. И не только латвийское. Не меньше нашего намерением ЕК ограничить лов рыбы обеспокоены все страны побережья Балтийского моря – Германия, Польша, Швеция, Литва, Эстония и Финляндия. Их можно понять. Без работы и средств к существованию могут остаться десятки тысяч человек: как рыбаков, так и работников рыбоперерабатывающих предприятий.
Рыбная промышленность Латвии сегодня и так дышит на ладан. На ней крайне негативно сказалась система обязательного квотирования ЕС, которая регламентирует рыбопереработку и продажу. Именно из-за этого на Центральном рынке Риги и в латвийских супермаркетах наблюдается сегодня засилье не нашего бледного (зато вкусного и полезного), а норвежского лосося, выращенного в садках, напичканного лекарствами и имеющего зазывной ярко-оранжевый цвет благодаря искусственным красителям.
Свою лепту внесли и антироссийские санкции, которые привели к потере российского рынка, куда уходила большая часть латвийской рыбной продукции, пользующейся у росссиян огромным спросом. Потери от этого Латвии так и не удалось компенсировать. Заявления о том, что мы переориентируемся на европейские и азиатские рынки, оказались несостоятельными. Почему – понятно: конкурентов нигде не ждут.
Надежды, что когда-нибудь нам удастся вернуть утраченную нишу, тоже нет. Оставшись без латвийских шпрот, российские производители в рамках курса на импортозамещение полностью удовлетворили спрос на внутреннем рынке шпротами собственного производства. К концу этого года они выйдут уже на 217 млн банок. Больше просто не нужно...
Пострадает и потребитель. Ведь салака — самый дешевый источник пищевого белка, что очень важно для малообеспеченных жителей Латвии, Литвы и Эстонии, которые не могут себе позволить покупать мясо. А салака с прилавков исчезнет. Да и цены на другую рыбу, консервы и прочую рыбную продукцию взлетят до небес.
Подорожает как рыба, выловленная в своей естественной среде (кое-где цены на нее уже превышают цены на свинину и курятину), так и аквакультуры – рыба, выращенная в садках. Ведь именно из кильки и салаки в Европе делают рыбную муку, из которой изготавливают комбикорм для лососевых ферм. Если его станет меньше, цены автоматом увеличатся и на лососину.
Надежды рыбаков и рыбопереработчиков, что представители Латвии в евроструктурах станут отстаивать перед ЕК наши национальные интересы, зыбки и наивны. Не приходится рассчитывать и на помощь правительства, которое гипотетически могло бы поддержать отрасль в нелегкие времена. Ведь к нему уже взывало молочное производство, испытывающее огромные проблемы, - и безуспешно. А потому заранее известно, что услышат от властей и рыбаки. Что денег в госбюджете нет, что у Латвии другие приоритеты…
Хотя, думается, наличие дешевой рыбной продукции, позволяющей широким слоям населения быть уверенными, что они не будут голодать, тоже являются частью национальной безопасности.