Обратите внимание: материал опубликован более чем один год назад

Судьба общественных СМИ на русском определилась: их закроют

Судьба общественных СМИ на русском определилась: их закроют

Внесение в Концепцию национальной безопасности 7-го пункта, предусматривающего прекращение финансирования общественных СМИ на русском языке, вызвало жаркие дебаты в латвийском политикуме. 

Тем не менее, сегодня Коцепция была одобрена большинством депутатов — целиком, вместе со спорным пунктом. Это значит, что с 1 января 2026 года Латвийское ТВ и Латвийское радио прекратят русское вещание.

 

Еще до нынешнего утра все говорило о том, что пункт 7 из Концепции будет исключен, а если останется — сильно отредактирован в сторону смягчения. Слишком много известных людей выступили против. Это и Совет по общественным электронным СМИ (SEPLP), и омбудсмен по общественным СМИ Анда Рожукалне, и министр культуры Агнесе Логина.

 

Министр Логина вообще обещала начать серьезные дискуссии по этому вопросу, что выглядело не очень последовательно — ведь до этого она уже одобрила Концепцию в таком виде. Но Логина ссылалась на то, что в целом — одобрила, а в частностях — нет.

 

Свое удивление пунктом 7 выразила и директор Балтийского центра развития СМИ Гунта Слога, заявившая, что это противоречит всей идее Концепции нацбезопасности. Дело в том, что в документе признавался риск обострения этнической напряженности, а СМИ на русском, финансируемые государством, могли бы подобные проблемы снижать.

 

Но все эти аргументы, несколько дней звучавшие буквально из каждого утюга, на парламентское большинство не подействовали. 68 депутатов высказались за принятие Концепции в полном виде. Это фракции «Нового Единства», «Объединенного списка», «Прогрессивных», Союза «зеленых» и крестьян, «Национального объединения», а также внефракционные Олег Буров и Игорь Раев.

 

Про мнение СЗК стоит сказать особо — оно совершенно идет вразрез с мнением Айвара Лембергса (которого СЗК выдвигало своим кандидатом в премьер-министры совсем недавно, на выборах в Сейм 2022 года). Лембергс как раз считает, что в интересах латвийского государства, чтобы русскоязычные латвийцы получали информацию на понятном для них языке.

 

 

«Думаю, что это не соответствует интересам латвийской национальной безопасности. С населением надо говорить на всех наиболее понятных языках. Так делают все умные люди. Даже с собакой разговаривают на понятном для нее языке команд», – заявил он в интервью Латвийскому радио, добавив, что случае отказа от общественных СМИ на русском, часть жителей будет искать информацию «там, где вещают на русском языке».

 

Против принятия Концепции в таком виде голосовали 10 депутатов партии «Стабильность». Внефракционный депутат Глория Гревцова и 7 депутатов «Латвии на первом месте» воздержались. Таким образом, и без того уже многократно урезанное русское вещание на государственные деньги через два года будет ликвидировано полностью. Это коснется как мультимедийной платформы Rus.lsm.lv, так и Латвийского радио 4.

 

Похоже, правительство и Сейм сами подталкивают русскоязычную аудиторию к поиску альтернативных источников информации (читай - к потреблению российского контента — поскольку другого на родном языке у нее просто не будет). И это, по мнению законодателей, укрепит национальную безопасность страны.

 

Такое единодушие мнений во властных структурах является тревожным сигналом. Ведь никто не может дать гарантий, что власти не захотят распространить этот опыт на все латвийское информационное пространство. И запретят уже частные СМИ на русском языке, уверяя, что нацбезопасность Латвии только выиграет.