Команда специалистов из США провела углубленные изучения в местах массовых расстрелов и захоронений в Лиепае.
В Шкедских дюнах подтверждено наличие длинного 250-метрового рва с расстрелянными. Был найден один ранее неизвестный ров. Еще несколько рвов обнаружены возле маяка. И это не все: скорее всего, такой же ров есть и на Ливском кладбище. Через год исследователи планируют продолжить работу, – пишет Rus.lsm.lv.
Впервые группа под руководством профессора Харри Джола из Университета Висконсина и его коллеги Филиппа Ридера из Университета Дюкейна в Питтсбурге приехала в Лиепаю в 2022-м году. Методы работы у команды неинвазивные — никаких лопат и прочей грубой техники. Только современные геолого-геофизические технологии. В этом году, благодаря поддержке фонда Uniting, начались более детальные исследования.
У маяка
В тот день команда работала возле маяка, одном из первых мест расстрелов летом 1941 года. Студенты (каждый год профессора набирают новую команду молодежи) медленно ходят с устройством, внешне напоминающим газонокосилку. Идет сканирование слоев почвы георадаром.
Чуть дальше, наискосок через асфальтовую дорожку, лежат две ленты. Это границы рва, куда загоняли людей перед расстрелом.
Филипп Ридер показывает кадр из короткого фильма, снятого немецким моряком Рейнхардом Винером в июле 1941 года — на нем четко видно, что два человека стоят в этом рву, который скоро станет их могилой.
…Стою возле лент и с трудом сдерживаю слезы. У маяка был расстрелян мой дед. Ему тогда был 31 год. Может, как раз здесь на глубине лежат его полуистлевшие кости? Или где-то поблизости? У маяка убили до полутора тысяч человек, свозили сюда грузовиками… Встретил здесь свою смерть и отец Джорджа Шваба.
Исследователи говорят, что намерены пройти дальше, за зеленые ворота. Потому что, когда в 1998-м строили дом на ул. Роню 8/10, рабочие наткнулись на кости.
Шкеде. «Здесь может быть еще много рвов»
Спустя несколько дней Филипп Ридер и Харри Джол рассказали о предварительных итогах второго сезона работы в Лиепае.
Шкеде стало место самых массовых расстрелов в декабре 1941-го.
«Наш метод не позволяет нам определить годы. Но — есть исторические карты, которые мы можем сравнить с нашими данными. И увидеть изменения в слоях грунта. Можно использовать дендрологический метод по возрасту деревьев. Есть и относительной новый прием для почв — оптически стимулированное люминесцентное датирование», — рассказывает Харри Джол.
В этот раз исследователи пошли дальше, чем год назад — к северу от обелиска советского времени. Для этого есть немало оснований. Есть фото 1947 года, сделанное в Шкеде. На нем — останки, вымытые морем. Но остались и другие рвы с расстрелянными — не только евреями, здесь многие встретили свою смерть… Находки впечатляющие и ужасающие.
Харри Джол показывает новую, еще не опубликованную книгу о Шкеде — сборник материалов от разных авторов. И добавляет, что исследователи даже и подумать не могли, что так много авторов изучают фотографии расстрелов в Шкеде и пишут об этом. Эти снимки, где жертвы в основном женщины и дети, стали известны благодаря мужеству отца Иланы, Давида Зивцона. И, как отмечает профессор Джол, в их работе эти фотографии тоже большое подспорье — на них видна береговая линия и море вдали, а также глубина траншей, 3-4 метра.
Филипп Ридер обобщил данные многих карт, предоставленных самоуправлением Лиепаи, были и очные встречи в думе. Всё это очень пригодилось для определения степени эрозии берега за эти десятилетия. Как раз в том месте, о котором идет речь, то есть к северу от мемориала, она была незначительной. Значит, море не тронуло траншеи. Известны кадры 1950-х с вымытыми телами расстрелянных. Но эти — из другой братской могилы. Там их много.
«Мы считаем, что в Шкеде может быть очень много рвов с останками расстрелянных. Определить их — цель будущих изысканий. Но даже для того, чтобы полностью изучить уже известную траншею в 250 метров, нужны месяцы. Пока мы пока обследовали только 15 метров в общей сложности на разных ее участках», — говорят исследователи.
Ливское кладбище. Расстрелянные среди могил
Еще в прошлом году представители еврейской общины Лиепаи указали на странное место в самой старой части «еврейской половины» — холмы с ложбинкой между ними без единой надгробной плиты и пустое пространство перед холмами. В этом году команда занялась этим местом вплотную. И обратила внимание именно на углубление.
В Каунасе и Риге были примеры, когда нацисты сдвигали памятники на еврейских кладбищах и устраивали массовую могилу. Потому, увидев нечто похожее на Ливском кладбище, было решено проверить эту гипотезу. И увидели, что это с очень большой долей вероятности массовая могила...
Подобные холмы на еврейских кладбищах во время Второй мировой также делали также для установки зенитных орудий.
Илана Иванова добавила, что на Ливском кладбище есть и братская могила расстрелянных здесь же евреев, привезенных из Германии.
И снова о маяке
Траншею у маяка команда исследователей «нащупала» еще год назад. На этот раз первоочередной задачей было получить подтверждение. Харри Джол показывает, в каких проекциях просвечивали грунт и саму находку.
«Вот она, та траншея, в том самом месте, в котором мы ее увидели в фильме Винера. Мы не историки, но это единственный фильм, который показывает массовое убийство в том месте», — говорит Джол. Добавляет: «Как я понимаю, это место использовалось для убийств людей в любой момент, когда нацисты хотели сделать это. Не было одного размера траншей, сколько за один раз убили — столько и закопали».
Илана Иванова рассказала исследователям, что основная часть расстрелов у маяка прошла в 1941-м, разовые были и в 1942 году. Около 700 еще живых евреев отправили в рижский лагерь Кайзервальд 8 октября 1943 года. Казалось бы, еврейские расстрелы должны прекратиться: «Но в некоторых воспоминаниях говорится, что и в 1944-м привозили каких-то евреев. Откуда? Кто это был? Это еще надо исследовать. Есть также информация, что в 1944-м сюда привозили русских детей из-под Пскова, их везли в Германию, но почему-то бросили, и они жили на территории лиепайского гетто».
Поиски ограничивают здания вокруг, говорят исследователи. Впрочем, их аппаратура позволяет и под постройки заглянуть, но на это нужно специальное разрешение. В их практике уже был случай — в Литве под зданием детского садика советской постройки они нашли фундамент синагоги.
Результаты изысканий не просто так выкладываются в открытый доступ — исследователи уверены, что люди должны знать, чем они занимаются и при желании иметь возможность познакомиться со всеми данными. Полный отчет о результатах нынешней экспедиции команда напишет уже дома. Харри Джол и Филипп Ридер очень надеются через год снова приехать в Лиепаю, чтобы продолжить свою работу.