В передаче «На линии» телеканала TV24 одна из телезрительниц, чей сын вместе с семьей проживает в Германии, спросила гостя программы Хенрика Данусевича, президента Латвийской ассоциации торговцев (LTA), о разнице в ценах на продукты в Латвии и Германии: «Когда мой сын приезжает в Латвию, он хватается за голову и говорит: "Мама, как ты вообще можешь что-то покупать при таких ценах? И почему это во Франции они смогли быстро отрегулировать уровень повышения цен, а здесь ничего не могут сделать? Как долго пенсионеры еще смогут продержаться?"»
Что касается цен, то, конечно, если вы каждый день делаете покупки в Германии в Lidl, и если после этого заходите в Rimi - вы видите совершенно другие цены, и тогда вы задаете этот вопрос. Но здесь речь идет о покупательной способности. Мы знаем, сколько получают в Германии, где 3 600 евро - это нормальная зарплата, и мы можем посмотреть еще дальше - в Норвегию, где тоже самые высокие цены, но при этом и самые высокие зарплаты. Потому что каждое повышение зарплаты приводит к росту цен на продукты, так как работник, который производит, и работник, который продает, также должны получать более высокую зарплату».
Что может способствовать снижению цен на продукты питания - может быть, какие-то методы, например, поощрение конкуренции? На этот вопрос Данусевич ответил, что в настоящее время в Латвии мы видим, что средние цены на товары снижаются, и все определяется выбором покупателей, т. е. тем, в каком магазине они совершают покупки.
«Конечно, выбор покупателей влияет на магазины. Другое дело, когда речь идет о глобальной сети. Мы видим, как скандинавские страны борются с глобальными производителями, которые к тому же платят налоги в России, поддеорживая тем самым войну. Поэтому идет бойкот, товары выбрасываются с полок, но в Латвии они продолжают нормально продаваться, за некоторыми исключениями. Например, IKEA перестала продавать эти товары. Вот так... Если покупатели неактивны, то они живут с теми ценами или с теми продуктами, которые могут себе позволить», - сказал Данушевич.
Конечно, возник вопрос также о степени защищенности этих людей.