Обратите внимание: материал опубликован более чем один год назад

Возмущение сына, приехавшего из Германии: «Мама, как ты вообще можешь что-то покупать при таких ценах?»

Возмущение сына, приехавшего из Германии: «Мама, как ты вообще можешь что-то покупать при таких ценах?»

В передаче «На линии» телеканала TV24 одна из телезрительниц, чей сын вместе с семьей проживает в Германии, спросила гостя программы Хенрика Данусевича, президента Латвийской ассоциации торговцев (LTA), о разнице в ценах на продукты в Латвии и Германии: «Когда мой сын приезжает в Латвию, он хватается за голову и говорит: "Мама, как ты вообще можешь что-то покупать при таких ценах? И почему это во Франции они смогли быстро отрегулировать уровень повышения цен, а здесь ничего не могут сделать? Как долго пенсионеры еще смогут продержаться?"»

Президент LTA Х. Данусевич в ответ на это сказал: «Два момента. Во-первых, наценки нигде не регулируются - по крайней мере, в ЕС. Есть некоторые страны за пределами ЕС, которые устанавливают наценку на так называемые товары первой необходимости, но это те страны, которые не входят в ЕС.

 

Что касается цен, то, конечно, если вы каждый день делаете покупки в Германии в Lidl, и если после этого заходите в Rimi - вы видите совершенно другие цены, и тогда вы задаете этот вопрос. Но здесь речь идет о покупательной способности. Мы знаем, сколько получают в Германии, где 3 600 евро - это нормальная зарплата, и мы можем посмотреть еще дальше - в Норвегию, где тоже самые высокие цены, но при этом и самые высокие зарплаты. Потому что каждое повышение зарплаты приводит к росту цен на продукты, так как работник, который производит, и работник, который продает, также должны получать более высокую зарплату».

 

Что может способствовать снижению цен на продукты питания - может быть, какие-то методы, например, поощрение конкуренции? На этот вопрос Данусевич ответил, что в настоящее время в Латвии мы видим, что средние цены на товары снижаются, и все определяется выбором покупателей, т. е. тем, в каком магазине они совершают покупки.

 

«Конечно, выбор покупателей влияет на магазины. Другое дело, когда речь идет о глобальной сети. Мы видим, как скандинавские страны борются с глобальными производителями, которые к тому же платят налоги в России, поддеорживая тем самым войну. Поэтому идет бойкот, товары выбрасываются с полок, но в Латвии они продолжают нормально продаваться, за некоторыми исключениями. Например, IKEA перестала продавать эти товары. Вот так... Если покупатели неактивны, то они живут с теми ценами или с теми продуктами, которые могут себе позволить», - сказал Данушевич.

 

Конечно, возник вопрос также о степени защищенности этих людей.

 

«Я не хочу обидеть правительство, надеюсь, что они сейчас не смотрят эту программу... Если ты получаешь зарплату 10 тыс. евро, то не понимаешь человека, который получает зарплату 1000 евро. Вот это и есть понимание! У нас тоже были дискуссии по поводу того же злополучного депозита... Глава администрации говорит: неужели трудно немного помочь продавцу-консультанту собрать мусор у депозита, я ведь и дома время от времени делаю уборку? Если ты получаешь 10 тысяч, это может быть весело, развлекательно... Нарядиться нищим и сидеть на улице - это своего рода отдых... Но является ли это ежедневной обязанностью для обычного человека? Нет, не является», - пояснил президент LTA Данусевич.