Геополитические риски в регионе увеличились, что, в свою очередь, повлияло и на настроения в Латвии. Мы только начинали оправляться от пандемии и вылезать из ее оков, с еще большей неуверенностью в возможностях экономического развития.
Ухудшение настроений на фоне боевых действий негативно скажется на условиях финансирования предпринимателей. В то же время темпы роста депозитов замедляются на фоне растущей инфляции, пишет экономист Банка Латвии Вилнис Пурвиньш.
Если в первые волны пандемии мы видели очень резкий рост депозитов, то сейчас он постепенно замедляется по мере роста расходов, как из-за ужесточения ограничений экономической активности, так и из-за роста цен. После сезонного роста в декабре внутренние депозиты сократились в январе и умеренно выросли в феврале, однако годовой темп их прироста продолжал снижаться: с 12-14% осенью до менее 10% в январе и феврале. Годовой темп роста депозитов населения в феврале снизился до 13,4%, нефинансовых корпораций до 8,6%, а небанковских кредитно-финансовых организаций за год снизился.
Динамика вкладов в ближайшие месяцы останется прежней – рост сбережений будет постепенно затухать из-за высокой инфляции, которая лишь частично будет компенсирована вызванным войной желанием откладывать на неопределенное будущее.
Мы не можем ожидать существенных положительных изменений в кредитовании, так как выход из пандемии может быть нивелирован и даже перевешен последствиями войны, развязанной Россией. Таким образом, уровень осмотрительности в отношении новых инвестиций останется высоким, и восстановление рискованного корпоративного кредитования в этих обстоятельствах маловероятно.
В то же время рост жилищного и потребительского кредитования может замедлиться, так как перспективы населения были отягощены неопределенностью перспектив и ростом инфляции.