Обратите внимание: материал опубликован более чем три года назад

Мифология Covid-19: почему «свободный 21 век» мешает борьбе с коронавирусом?

Мифология Covid-19: почему «свободный 21 век» мешает борьбе с коронавирусом?

Если бы весь мир вляпался в пандемию коронавируса, скажем, в 60-е годы XX века, то все происходящее сегодня вряд ли происходило бы в столь же насыщенных красках. 

Такой довод периодически высказывают многие вирусологи и историки, объясняя это одним не очень лицеприятным фактом – наша свобода, глобализация и отсутствие границ имеют и свою обратную сторону медали. Это касается как распространения вируса, информации и дезинформации, так и вакцинации населения, о нюансах которых в «свободном мире» мы и поговорим в последнем материале из серии о стереотипах и заблуждениях в отношении пандемии Сovid-19.

 

Демократия проигрывает

 

Это не самый приятный, но очевидный факт – если каждого спрашивать о том, хочет ли он вакцинироваться от «короны», какой именно вакциной, в какие удобные ему дни и прочие мелочи, то мы фактически получим то, что имеем: несколько воинствующий лагерей, низкие темпы вакцинации и ораву лже-экспертов, которым просто нужно ваше внимание, а не ваше здоровье. Выигрывают в такой ситуации лишь те общества, где существует сильное чувство сплоченности и очень хорошее образование (например - Дания, Южная Корея или Япония), или «общества контроля», где соответствующие специалисты принимают решения о необходимых общественности мерах (Китай).

 

Невероятно яркий пример эффективного «общества контроля» показал Советский Союз в декабре 1959/январе 1960 года, когда стараниями медиков, ученых и госструктур удалось предотвратить вспышку натуральной оспы. Это крайне увлекательная история, которая начинается с визита одного неосторожного художника в Индию, а заканчивается массовой вакцинацией от оспы более 6 млн человек всего за 10 дней. В мировом контексте это событие до сих пор считается беспрецедентной акцией по вакцинированию населения, как по масштабам, так и по срокам. Повторить что-то подобное сегодня в Европе представляется просто нереальным.

 

ВИДЕО

 

Теперь вернемся в настоящее. Существует много теорий о том, почему в перенаселенном Китае почти нет коронавируса, начиная от «изобретения Covid-19 в пробирке» до фальсификации реальной статистики. Однако сегодня мы можем еще раз внимательно посмотреть на то, что в самой Поднебесной называют zero tollerance, или Тактикой нулевой толерантности в отношении даже самых мелких проявлений вируса.

 

Омикрон пришел в КНР буквально за несколько недель до Зимних Олимпийских игр 2022 в Пекине, и то, как китайцы стараются подавить любые вспышки Covid-19, у нас сразу вызвало бы дикий протест и пикеты на улицах. Когда в конце декабря в городе Сиане было выявлено всего несколько случаев «короны», весь 13-миллионный мегаполис был закрыт на строгий локдаун. В наших широтах столь низким цифрам болезни лишь порадовались бы.

 

ВИДЕО

 

Постправда во времена пандемии

 

Интернет – это тоже про свободу. И он, увы, также способствует распространению самых диких небылиц. Современная мифология по поводу вреда любых прививок началась как раз на заре 2000-х, когда мировая паутина начала расплетаться по всему миру с небывалой скоростью. В престижном журнале Lancet в 1998 году вышла статья, в которой говорилось о том, что вакцины вызывают у детей аутизм. Благодаря интернету, этот тезис до сих пор крайне популярен, и подогревается знаменитостями и бэби-экспертами всех мастей.

 

Эпоха постправды означает, что после того, как ложный информационный вброс был сделан в массовое пространство, полностью оспорить его уже фактически невозможно, какие бы авторитеты и умы не боролись с дезинформацией. По этой же причине сложно остановить экономические кризисы, массовое снятие денег с банкоматов и прочие «стадные феномены», которые обретают настоящую силу просто за счет инерции и хайпа. Тема вакцинации от Covid-19 также никак не защищена от этой напасти. Остается лишь надеяться, что со временем самая большая «шелуха» просто забудется. Хотя видя то, как теории плоской земли, заговора Билла Гейтса, и распыления химикатов с самолетов (химтрейлы) набирают силу, надежда на разум новых поколений остается шаткой.

 

Мифология Covid-19: почему «свободный 21 век» мешает борьбе с коронавирусом?

 

Напоследок, еще несколько интересных наблюдений эпидемиологов о том, почему люди избегают прививок от коронавируса:

 

«Игла страшнее таблетки» – во многих странах мира исследователи отмечают – примерно 10% населения отнеслись бы к вакцинам проще, если бы прививки давались в виде таблеток или капель. То есть иглофобия тоже влияет на мотивацию. Странным образом мифы о чипизации людей также связаны со шприцами, а не пероральным введением вакцин.

«Не доверяю власти – не доверяю вакцине» – наблюдается прямая корреляция между доверием или недоверием к действующей власти и кампании вакцинации. Меньше прививок делается в странах с низкими рейтингами правящих коалиций и лидеров. Это, однако, не исключает возможности коррупционного обхода фактической вакцины (фиктивная прививка, поддельные сертификаты).

«Мутация – это отговорка/ это серьезно» – противники вакцинации считают, что настоящая вакцина должна помогать от любого штамма коронавируса, вне зависимости от его мутации. Другие же полагают, что мощная мутация Covid-19 сводит на нет все прививки.

• «Побочки вызывают смерть» – настоящая вакцина, якобы, не должна иметь побочных эффектов, в том числе для людей с хроническими заболеваниями. По версии «антиваксеров», реальные смерти от вакцин замалчиваются. Тем не менее, если говорить о массовой вакцинации, то среди прививающихся безусловно могут оказаться люди, вскоре умирающие по другим причинам.

 

Мифология Covid-19: почему «свободный 21 век» мешает борьбе с коронавирусом?

 

Научное сообщество называет «войну с мифами» достаточно неблагодарным, но нужным делом. И все же самое главное, что, по мнению ученых должны понять граждане современного мира, – текущая пандемия, это не война между людьми, но война разных царств живых организмов, где человек старается победить вирус всеми ему известными способами. Дезертиры этой битвы будущего могут попросту не увидеть.