«Вот взять бы всем и переболеть, прошло бы как ветрянка» - подобные фразы были очень популярны в начале пандемии Covid-19. Нередко их можно услышать и сегодня, в том числе и от совсем не радикально настроенных людей, особенно в разгар праздников.
Руководствуясь таким подходом, еще недавно Великобритания и Швеция решили пойти по пути «коллективного иммунитета» и столкнулись с ужасными последствиями – стремительным ростом числа заболеваний и смертей от коронавируса, в первую очередь среди пожилого поколения. Так как же на самом деле добиться всеобщего иммунитета?
Портал Grani.lv продолжает серию статей о стереотипах, заблуждениях и антинаучных позициях в отношении пандемии Сovid-19. В этот раз в фокусе окажется мнимое противостояние двух идей: коллективного иммунитета и массовой вакцинации.
Разве это противоположные понятия?
Некоторые привирают. Это обычное явление. Однако чаще всего проблемы возникают не из-за этого, а из-за того, что какое-то явление или понятие нужно упростить - перевести на язык обычных людей. Подобная оказия случилась и в наши времена пандемии. Довольно быстро «коллективный иммунитет» превратился в размытый термин, который часто связывают с естественным отбором.
Согласно строгой медицинской терминологии, коллективный иммунитет – это защитные факторы в популяции, способствующие борьбе с инфекциями через совокупность личных иммунитетов. Но иммунитет формируется и в результате перенесенной болезни, и в результате прививок от конкретного заболевания. Более того, переболевшие люди могут иметь относительно небольшой объем антител. Вакцинация также не является 100% гарантом оборонного щита вашего организма. Поэтому не стоит так сильно противопоставлять эти понятия. О наличии массового иммунитета можно говорить тогда, когда количество переболевших/вакцинированных не дает болезни распространиться и на остальную часть населения (см. здесь).
В 2020 году Великобритания и Швеция решили устроить своего рода эксперимент, и посмотреть, что будет, если не вводить строгих социальных ограничений. В мире нашлось немало апологетов такого подхода – многие ставили эти страны в пример: «Мы тут в масках мучаемся, а они в кафе булочки жуют». Но этот радужный период длился недолго, так как буквально через несколько недель пришлось хвататься за голову (ссылка).
Правда, случаи Англии и Швеции несколько отличаются ввиду плотности населения, потока людей в больших городах и… отношения мигрантов к феномену коронавируса в целом. Как следствие, на Туманном Альбионе ушли из жизни десятки тысяч людей, которых можно было спасти при более строгих мерах безопасности. Недавно депутаты британского парламента выпустили доклад, в котором обвинили кабинет премьер-министра страны Бориса Джонсона в грубых просчетах и решении «разрешить стране переболеть». Сегодня Англия находится на 4 месте в мире по общему числу заболеваний Covid-19 и на втором по числу активных больных (первое место США).
Стена у больницы Сент-Томас в Лондоне, на которой нарисованы 150 тысяч сердечек, символизирующих реальные смерти от коронавируса |
Справедливости ради надо сказать, что благодаря примерам этих двух стран весь мир получил хороший опыт того, что бывает, когда власть просто «отпускает вожжи».
В Латвии – политическая арифметика
В случае коронавируса, ученые пока приводят такие цифры для достижения коллективного иммунитета: 75-80% людей с перенесенным Covid-19 или полным курсом вакцинации. Причем данный показатель должен быть привязан к периоду в 8-9 месяцев, так как примерно столько сохраняется хороший иммунитет, вне зависимости от того, как он был приобретен. Коррективы вносят и новые штаммы вируса.
Еще весной 2021 года латвийские политики и министр здравоохранения Даниэль Павлютс подгоняли население с мыслью о том, что при достижении уровня вакцинации в 70% у всех будет спокойная осень и зима. Увы, этот показатель не был достигнут даже к концу года (декабрь 2021 – 66%), не говоря уже о том, что в расчет не брался самый последний штамм омикрон и необходимость ревакцинации части населения. То есть даже формально говорить о коллективном иммунитете в Латвии еще очень рано.
Увы, но четкого плана по-прежнему нет. Как нет и точной научной конкретики насчет предельных показателей коллективного иммунитета – многие страны уже свыклись с мыслью о том, что вакцинацию от «короны» должны пройти максимальное количество людей. В этом отношении современный мир движется не по «сценарию ветрянки», а по «сценарию оспы» - людям не стоит собираться вместе и надеяться на легкое течение болезни.
Простые решения – самые привлекательные
Пандемия не уходит, а весь мир продолжает изучать греческий алфавит. Легкого решения по коронавирусу по-прежнему нет, но отдельные политики не перестают играть на популизме и речах о свободе в вирусную эпоху. Многие политические обозреватели отмечают – если люди не вернутся к привычному образу жизни в ближайшие 2-3 года, то мир может столкнуться с проблемой новых радикальных партий, которые будут призывать к естественному отбору (под предлогом коллективного иммунитета) и игнорированию наименее защищенных групп населения.
Сможет ли мир увернуться от падения в эту радикальную яму? Это как раз и зависит от успеха коллективного иммунитета. Но все усложняет глобальность современного мира, жажда путешествий и движение против вакцинации. Одним словом, если хрип от легочной пневмонии не утихнет, то скоро его перекроют громкие и очень привлекательные лозунги, которые будут трактовать «коллективный иммунитет» уже совсем по-своему.