У группы латвийских исследователей есть основания полагать, что Covid-19 — это болезнь, последствия которой могут проявляться еще долгое время, при этом некоторым пациентам угрожает инвалидность, - рассказывает инфектолог, профессор кафедры инфектологии Рижского университета имени Паула Страдыня Людмила Виксна, руководитель проекта «Клинические, биохимические, иммуногенетические парадигмы инфекции Covid-19 и их корреляция с социально-демографическими, этиологическими, патогенетическими, диагностическими, терапевтически и прогностически значимыми факторами».
- Как Вы сами защищаетесь от коронавируса?
- Я сделала прививку вакциной от производителя Pfizer / BioNTech. К слову, я также делала прививки от гриппа, пневмококковой инфекции и желтой лихорадки. Раньше считалось, что вакцина против желтой лихорадки работает в течение 10 лет, но через десять лет оказалось, что она защищает на более длительный период. Теперь же сделан вывод, что вакцина против желтой лихорадки защищает всю жизнь.
- Наблюдались ли у Вас побочные эффекты после вакцинации от Covid-19?
- Нет, не было. Побочные эффекты чаще встречаются у молодых людей.
- Неужели молодые люди слабее?
- (смеется) Нет, просто у них иммунитет активнее. Многих это удивляет, но это написано и в описании препаратов.
- Вы руководили масштабным исследованием вируса Covid-19 и его последствий. Расскажите об этом подробнее!
- Да, это было клиническое испытание с участием 320 стационарных пациентов с Covid-19 из различных больниц в Латвии (в основном из Рижской Восточной клинической университетской больницы) и примерно 500 человек с тем или иным заболеванием, которые попали в поле зрение исследователей. В общей сложности порядком 800-900 человек. Исследования в рамках этой государственной программы проводились в различных областях, задействованы были 55 наших коллег, в основном доктора, в том числе биологи из Центра биомедицинских исследований, ученые из Рижского университета Страдыня и Латвийского университета, а также из частных лабораторий. Всего было задействовано восемь учреждений.
- С какими проблемами вы сталкивались во время исследования?
- Самая большая проблема, с которой сталкиваются все исследователи, заключается в ограничении времени: шесть месяцев для исследования — это очень мало. Другая проблема заключалась в том, что в Латвии долгое время было мало заболевших, за которыми мы могли бы наблюдать. Также было непросто получить письменное согласие от пациентов, ведь им нужно было подробно рассказать об исследовании, дать время подумать, убедиться, что человек понимает, на что идет. Только после этого пациент подписывал или не подписывал документы. Например, если пациент находится в очень тяжелом состоянии, для исследователя этически сложно надеть защитную одежду, идти к напуганному до смерти человеку, тыкать карандашом в листы и объяснять, что исследователь от него хочет. Также большой проблемой были различные договоры и этические разрешения, на которые уходило много времени. Считаю, что если государству необходимо такое срочное исследование — делайте бюрократические скидки!
- Каковы главные выводы исследования?
- Исследование началось в то время, когда о Covid-19 было еще относительно мало известно.
Самым важным открытием было то, что пациенты с Covid-19, особенно те, кто по состоянию здоровья даже попал в больницу, не могли считаться полностью выздоровевшими еще на протяжении трех-шести месяцев. У них довольно много побочных эффектов, включая симптомы, которые ранее не наблюдались.
В этой части исследования мы использовали частные лаборатории, где были доступны радиологические исследования – магнитный резонанс и специфические тесты, с помощью которых мы могли определить состояние внутренних органов пациентов.
Основываясь на этой информации, мы разрабатываем программу динамического мониторинга, чтобы врачи знали, что пациенты с Covid-19 должны проходить скрининг для раннего выявления патологий и проблем, которые повлияли или могут повлиять на них.
К сожалению, нам кажется, что некоторые из пациентов могут стать инвалидами – если у них разовьется необратимый фиброз в тканях, то есть функциональные клетки заменит соединительная ткань – это практически необратимо и может вызвать серьезные проблемы для здоровья человека и бремя для системы здравоохранения.
- Как может проявляться эта инвалидность?
- Инвалидность – это не только ограниченность движений. Это расстройство любой системы органов, ограничивающее ее функции. Сейчас самый большой риск для здоровья легких – если там развивается фиброз, потому что тогда человек физически не может дышать.
Есть четыре основные группы органов, на которых ощущается влияние болезни.
Одна – это уже упомянутые легкие, вторая – печень, третья – почки и четвертая группа – неврологические и психические изменения. Конечно, бывают и другие поражения, но реже.
- Получается, что у человека, у которого ранее были здоровые почки или печень, после перенесения Covid-19 эти органы были повреждены на всю жизнь?
- Сейчас мы можем только сказать, что они повреждены, будут ли они повреждены на всю жизнь – пока неизвестно.
Мы обеспокоены тем, что у переболевших пациентов развиваются симптомы, которых не было до или во время Covid-19. Например, у пациента во время болезни не было головных болей, головокружения или проблем с памятью, но эти симптомы появились позже. В научной литературе много написано по этой теме, но требуется более детальный анализ ситуации.
- Влияет ли Covid-19 на работоспособность?
- Да, иногда бывает. Сами пациенты заявляют, что какое-то время они не могут работать в полную силу. К тому же как те, кто работает физически, так и те, кто работает умственно. Например, головные боли могут быть такие, что невозможно оторвать голову от подушки. У наблюдаемых пациентов ситуация улучшилась, но они были нетрудоспособны еще три-четыре месяца. Прошло недостаточно времени, чтобы сказать, останется ли эта проблема на всю жизнь.
- Являются ли последствия более продолжительными у людей с тяжелым течением болезни? Есть ли какая-то зависимость от пола, возраста?
- Это объект исследования, данные еще собираются, но пока таких тенденций не наблюдается. Однако сейчас мы можем сделать вывод, что, например, у пожилых людей с хроническим заболеванием почек прогноз хуже, чем у пациентов без него. К сожалению, эти люди умирают чаще. Это означает, что таких пациентов следует предупредить о необходимости обращения к врачу раньше, чем обычно.
- И против этой болезни есть прививка…
- Что касается вакцины, на первом этапе исследования Covid-19 имел гораздо больше сходств с гриппом. Но так называемая вторая волна показала гораздо больше различных симптомов: нарушение обоняния и вкуса, головные боли и неврологические симптомы.
- Как долго после Covid-19 сохраняются антитела в организме?
- Данные обследованных нами пациентов очень разные. Есть те, у кого минимальный уровень антител, есть те, у кого их совсем нет, а есть те, у кого достаточно хороший уровень. Есть опасения, что у многих пациентов количество антител все же недостаточное или низкое.
- В таком случае, можем ли мы вообще говорить о коллективном иммунитете, если есть возможность снова заболеть этой болезнью?
- Надежда на вакцинацию. Исследователи, которые смогли изучить намного больше людей, также пишут в международных публикациях, что после вакцинации иммунитет укрепляется. Исследования также показывают, что иммунитет (достаточное количество антител) может сохраняться в течение восьми месяцев или более, может быть, до года.
- Получается, одной прививкой болезнь не одолеть? Значит ли это, что в ближайшее время вакцина станет обязательной во всем мире?
- Это не исключено, ведь с эпидемиологической точки зрения вирус проник в человеческое общество, где практически не было иммунитета. Я думаю, что вирус останется с нами на всю жизнь, но люди во всем мире будут постепенно вырабатывать к нему антитела, и мир станет менее чувствительным к вирусу. Распространение вируса замедлится и не будет таким стремительным, как сейчас.
- Вакцина – это одно из возможных спасений, но нужны ли особенные лекарства от Covid-19?
- По поводу лекарств ранее была противоречивая информация. Например, Всемирная организация здравоохранения неоднократно меняла свое мнение о ремдесивире, которым мы лечим пациентов в Латвии и который, на наш взгляд, помогает сократить продолжительность болезни, быстрее снижает температуру и достаточно эффективен. К тому же, такого эффективного лекарства как от гриппа пока не существует. Однако ясно, что сейчас мы лечим пациентов эффективнее, чем сначала.
- Значит, положить в аптечку лекарство от Covid-19 мы не сможем...
- Сейчас – нет. Но знаете, тот же грипп изучается с 1930-х годов. Также мы долго мучились от разных полуэффективных средств от гепатита С, а сейчас есть хорошие лекарства. Конечно, было бы хорошо разработать лекарство непосредственно против Covid-19, которое уничтожило бы его или предотвратило бы его быстрое размножение. Я надеюсь, что это будет сделано в ближайшем будущем.
Помните: лучший способ обезопасить себя - это вакцинация!
О том, где можно привиться в Даугавпилсе, читайте здесь.
Материал создан в сотрудничестве с Даугавпилсским городским самоуправлением.