Несмотря на то, что очередная волна коронавируса в Латвии пошла на спад, количество заболевших COVID-19 до сих пор пугают. Особенно тяжелая ситуация сохраняется в Латгалии. Сегодня этот регион специалисты называют «зоной риска», ибо здесь проживает самый большой процент непривитого населения.
Почему жители не спешат в пункты вакцинации и что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
Об этом шла речь в очередной передаче «Латгалия: вакцинация – «за» и «против» на телеканале LRT+. Участниками дискуссии стали Ивета Юкшинска, депутат Даугавпилсской городской думы, врач-инфектолог ДРБ, а также Марина Пучка, член правления Даугавпилсского комитета Латвийского Красного Креста, преподаватель Центра медицины катастроф.
Общество продолжает быть разделенным на два лагеря, приверженцев двух точек зрения: одни поддерживают вакцинацию, другие являются так называемыми антиваксерами, которые часто знания о коронавирусе ищут в соцсетях и считают, что вакцины наносят один только вред здоровью. Особенно это заметно в Латгалии. Так почему же жители не торопятся в кабинеты вакцинации, подвергая риску здоровье и жизни – собственные и окружающих? Что делать, чтобы изменить ситуацию?
Ивета Юкшинска: «Когда всей страной уходили на локдаун, делали это с мыслями о том, что наша медицина находится на катастрофическом уровне. В больницах создавались все новые и новые места для Covid-пациентов, максимально закрыли другие отделения, чтобы направить все ресурсы на ковидных. Кроме того, в тот период нам присоединились также Краславская и Прейльская больницы, куда направляли людей на лечение, когда мест в нашей попросту не хватало.
Что касается результатов локдауна, то время показало, что их можно оценивать положительно. За этот период почти вдвое сократилось число госпитализированных пациентов. Поэтому сейчас мы уже можем говорить о том уровне медицины, когда способны оказывать услуги пациентам на должном уровне. Одним словом – катастрофа миновала.
Правительство Латвии постоянно твердит о необходимости достичь «коллективный иммунитет». Известно, что в последнее время скорость вакцинации увеличилась, и этой цели, кажется, страна сможет достичь совсем скоро. Как вам кажется?
Марина Пучка: «Мы действительно идем по пути выработки коллективного иммунитета: кто-то привьется, кто-то переболеет. И это, кстати, для некоторых жителей является аргументом в пользу отказа от вакцины – мол, «зачем прививаться, если иммунитет у меня будет в любом случае». А подумали ли эти люди о том, все ли переболевшие выживут после Ковида? Возможно, гораздо разумнее все-таки привиться?»
Есть еще такие жители, которые полагают, что ни в Латвии, ни в целом в мире коронавируса нет. А еще бытует мнение относительно вакцин – что вакцина проникает в ДНК человека, а процесс вакцинации – сплошной ажиотаж. Как можете прокомментировать эти мнения?
Ивета Юкшинска: «Сложно утверждать, что ковида нет, если ты второй год работаешь там, где сталкиваешься с этим заболеванием ежедневно. Короновирус существует, это доказанный факт.
Что касается вопроса якобы влиянии вакцины на ДНК - у каждого есть выбор, какой вакциной прививаться : на основе мРНК (генетического материала, сообщающему вашему телу, как вырабатывать необходимые для лечения болезни белки – ред.), к которым относятся Pfizer или Moderna, либо (если у вас есть предубеждения относительно этого вида вакцин) - Johnson, которая является векторной, базирующейся на обычном вирусе простуды. Выбор есть…»
Как показывает опыт, сениоры в вопросе вакцинации в последнее время проявляют больше активности, чем более молодые люди. Как думаете, что является причиной? Возможно, историческая память (эти люди жили в то время, когда всеобщая вакцинация от болезней была привычным делом) или у людей теперь больше информации?
Ивета Юкшинска: «Хочу напомнить, что с самого начала пандемии главный акцент делался именно на группу 60+ – ту, которая болеет тяжелее всего. Среди этих людей существует более высокий риск тяжелого протекания болезни. Поэтому на протяжении года именно вакцинация сениоров была в приоритете. И именно к ним постоянно обращались с призывами приходить на вакцинацию. Возможно, это наконец-то дало свои плоды.
Но ориентация на пожилых не означает, что не следует уделять внимание другим группам жителей. Напомню, на прививки все так же приглашаются все более молодые люди. И главная причина заключается в том, что они являются переносчиками заболевания, которое способно нанести серьезный ущерб здоровью окружающих – в первую очередь, пожилых родственников и знакомых. Кроме того, большой процент привившихся позволит нам в итоге добиться коллективного иммунитета и избежать перегрузки медицинской системы, без чего невозможно оказание качественных медуслуг».
Вопрос от зрителей: «Почему вы не говорите о том, что умирают также вакцинированные? И для чего тогда вакцинироваться, если люди все равно болеют?»
Ивета Юкшинска: «Я как врач вижу, в какой степени вакцина работает или не работает. Приведу только некоторые цифры: из 18 пациентов, находившихся у меня в отделении, лишь 1-2 вакцинированные. Да, эти привитые тоже болели достаточно тяжело, они находились в отделении интенсивной терапии. Но при этом они выжили, и это невероятная радость.
А если смотреть данные за последние месяцы – с августа умерли 4 вакцинированных пациента (из тех, что наблюдались мною). Но при этом факт остается фактом – вакцина уменьшает риск заболеть ковидом тяжело. Прививка – это не стопроцентная защита от болезни, но снижение в разы риска – это уже очень важно. Плюс многое зависит от самого человека – от того, насколько активно он борется с недугом. К сожалению, иногда приходится видеть, как пациент поддается, ломается психологически, потому что не каждый, например, может выдержать ситуацию, когда невозможно даже нормально поесть – после каждых двух ложек необходимо пользоваться маской для вздоха. Одним словом – вакцина в совокупности с внутренней готовностью победить болезнь очень и очень важны, мы, врачи, это точно знаем».
Помните: лучший способ обезопасить себя - это вакцинация!
О том, где можно привиться в Даугавпилсе, читайте здесь.
Материал создан в сотрудничестве с Даугавпилсским городским самоуправлением.