На днях (20 мая) отмечался Всемирный день пчел, но майского меда латвийским ценителям этого продукта, в этом году, вероятно, купить не удастся. Наш май усиленно заливает дождями, которые становятся еще одной напастью для крылатых тружениц полей и садов.
Хозяйство «Цирули» (Удришская волость Краславского края) расположено в природном парке «Даугавас локи». Пчеловодством здесь занимаются супруги Петр и Инта Бабины. В телефонном разговоре с grani.lv Инта отмечала, что не припомнит такого мая, когда дождь идет неделями.
«Пчелы наши сидят в ульях. Докармливаем прошлогодним медом в рамках, еще едят то, что успели добыть в дни хорошей погоды. Обидно, что одуванчики сейчас цветут, а собрать нектар пчелы не могут из-за сырости и холода. Пять лет тому назад у нас было 120 пчелиных семей. Сейчас осталось только 32 улья с пчелами. На пчел много что влияет: климат, экология, вредители и т.д. Пчелиная семья может сорваться с места и больше не вернуться. И вот, думай-гадай, почему это происходит…», - вздыхала пасечница со стажем.
На вопрос, какой урожай меда можно ожидать в этом сезоне, Инта ответила, что планировать в нынешних условиях ничего невозможно. «Бывает, что пчелы могут собрать нектар за один месяц, но как будет в этом году предсказать нельзя…», - поясняла она.
Вызывает тревогу
О проблеме вымирания пчел активно заговорили в последние несколько лет. Однако эксперт по устойчивым продовольственным системам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Абрам Бикслер указывает, что в мире наблюдается не только резкое сокращение количества пчел, но и других насекомых-опылителей. Это вызывает тревогу, и необходимость принятия безотлагательных мер в отношении использования пестицидов, борьбы с вредителями и патогенами, деградации среды обитания. Кроме того, на планете меняется климат.
Три четверти продукции растениеводства в мире зависит от пчел и прочих опылителей. Сокращение их популяции чревато падением качества и объемов продовольствия.
Говоря об уменьшении численности медоносных пчел, надо учитывать и пчел диких, с которыми ситуация еще более драматична. Их количество снижается повсеместно! А вообще по подсчетам ученых, масса насекомых в мире, начиная с 1990 года, сократилась на 75 процентов.
Причины вымирания
В Германии более половины всех видов диких пчел занесены в «Красную книгу», так как их выживание под угрозой. В ближайшие 25 лет исчезнет каждый третий вид.
Ситуация такова, что причины вымирания пчел изучены недостаточно. Примером – явление 2006 года, когда в США медоносные пчелы массово покинули свои ульи и не вернулись. Феномен получил название «синдром разрушения пчелиных семей», и с тех пор фиксируется регулярно.
Однако, как уже упоминалось, есть и вполне доказуемые причины сокращения количества пчел. Так, известно, что больше всего пчелы страдают от интенсивного ведения сельского хозяйства. Именно использование химикатов для борьбы с сорняками - главная причина массового вымирания этих полезных насекомых. На втором месте – увеличение площадей посевов монокультур, и как следствие, уменьшение биоразнообразия. В результате некоторые виды пчел, собирающие нектар или пыльцу с определенных видов цветов, оказываются без привычной пищи.
И, конечно, никуда не делась проблема, связанная с клещами варроа, против которых пчелки оказываются бессильными. Начиная с 1960-х годов эти клещи, первоначально обитавшие только в Восточной Азии, вызвали настоящую пандемию у диких и домашних медоносных пчел по всему миру. Взрослые клещи питаются гемолимфой пчел, личинки клещей паразитируют на пчелиных личинках. Если паразитов оказывается слишком много, пчелы погибают. Клещ варроа опасен и тем, что заражает пчел вирусным заболеванием, вызывающим деформацию крыльев (deformed wing virus, DWV).
Джеффри Баррик (Jeffrey Barrick) из Техасского университета и его коллеги решили привлечь к борьбе с клещом и вирусом DWV бактерий, живущих в кишечнике пчел. Если в кишечниках людей способны жить тысячи видов бактерий и нельзя найти двух человек с полностью одинаковым набором таких бактерий, то в пищеварительной системе пчел существуют лишь от шести до восьми видов бактерий, поэтому модификация какого-то одного из них будет применима к пчелам в любой точке мира. Генетическая основа метода – механизм РНК-интерференции, когда особые короткие молекулы РНК подавляют активность выбранного гена, соединяясь с матричными молекулами РНК, синтезированными на этом гене. В результате, хотя ген продолжает работать, кодируемый им белок не формируется. Исследователи не исключают, что модифицированные кишечные бактерии поспособствуют и тому, чтобы сделать пчел более устойчивыми к пестицидам. Однако новый метод еще предстоит проверить в масштабе целой пчелиной семьи, живущей не в лаборатории, а в естественных условиях, -- пишет polit.ru.
Проблема всей Европы
С 2018 года Евросоюз запретил использование трех видов неоникотиноидов-инсектицидов, которые признаны особо опасными для пчел: они теряют ориентацию в пространстве. Но одними запретами вопрос «быть или не быть» пчелам, не решить. Эксперты призывают переосмысливать сами принципы ведения сельского хозяйства.
В Латвийском обществе пчеловодов – больше трех тысяч пасечников. Лектор-консультант этого Общества Байба Тикума отмечает, что решения проблемы интенсивных полей пока нет.
«Можно вывозить ульи с пчелами в глухие леса, где всё максимально близко к нетронутой природе, но в Латвии таких мест осталось очень мало. Сельское хозяйство развивается, хозяйства укрупняются, обработка ведется на больших площадях».
Одновременно отмечется, что это проблема всей Европы. Еще одна актуальная задача Латвийского общества пчеловодов – добиться, чтобы на этикетке указывалось точное место происхождения мёда. Сейчас формулировка расплывчата, и проследить реальную страну-производителя мёда затруднительно.
Во имя жизни
Интересен и значим пример Германии, где во имя жизни пчел объединились эксперты-биологи, чиновники, крупные концерны и простые жители. Примером того, как надо действовать, стала петиция «Спасите пчел», под которой в Баварии подписались 1,75 миллиона человек. В основу петиции легла народная инициатива. В результате гуманное отношение к пчелам в этой стране узаконено. Курс взят на фермерские хозяйства, которые выращивают экологически чистые продукты. Девиз: больше диких лугов и меньше пестицидов, в природоохранных зонах их применение запрещено.