Стало известно, что радиотелескоп, расположенный в поселке Ирбене (Курземе), могут закрыть в ближайшее время. Причина простая – отсутствие финансирования.
О проблеме проинформировал директор Вентспилсского международного радиоастрономического центра, ведущий научный сотрудник Вентспилсской высшей школы Алексей Клоков.
Радиотелескоп в Ирбене является восьмым по величине в мире. Это наследство, оставшееся от советских времен, требует соответствующего обслуживания, а значит, финансирования.
Чтобы радиотелескоп продолжал функционировать, необходимо 300 тыс. евро. За последние десять лет в восстановление и обновление оборудования было вложено около 20 млн евро. В настоящее время в рамках поднятой темы ведутся переговоры с Министерством образования и науки, но пока положительных сдвигов нет.
Алексей Клоков замечает: прекращение работы телескопа «может отразиться на репутации Латвии как члена международных сетей», так как страна имеет «определенные обязательства в этих международных сетях, но также это повлияет на реализацию действующих проектов…».
Засекреченная «Звездочка»
В советское время объект между Колкой и Вентспилсом назывался «Звездочка», и, будучи сверхсекретным, служил для прослушивания радио стран НАТО и телефонных разговоров.
Станция космической разведки «Звездочка» была построена в 1970-х гг., и представляла собой систему из трех радиолокаторов, предназначенных для перехвата сигналов со спутников, подводных лодок и военных баз, а также для обеспечения спутниковой связи. В это же время был построен военный городок Ирбене, в котором проживало несколько сотен военнослужащих с семьями. На карте Латвии этот поселок появился только в 1993 году.
Самый мощный из трех телескопов «Звездочки» был — RT-32 («тарелка» 32 метра в диаметре).
Оставляя поселок (1994 г.) после восстановления независимости Латвии, российские военные разрушили телескопы по принципу: «Так не доставайся же никому!» Однако приказа взорвать огромные тарелки антенн не было.
К тому же в этом плане действовало соглашению между Россией и Латвией. Латвийская академия наук гарантировала, что после того как сама запустит радиотелескопы, те будут работать исключительно в мирных целях.
В 1997 году был создан Вентспилсский международный радиоастрономический центр, который перенял радиотелескопы у Академии и также гарантировал: RT-32 не будет направлен против России. Впрочем, тогда Латвия еще не состояла в НАТО. Как бы то ни было, российская армия решила подстраховаться: документацию к радиотелескопам военные увезли с собой, RT–32 и RT–16 были полностью выведены из строя.
Спустя годы, благодаря поддержке ЕС, военный локатор приспособили к научным целям. В итоге антенна шириной в 32 метра и массе 600 тонн стала вести наблюдение за отдаленными уголками Вселенной. Астрономы наблюдают за Солнцем и самым древним излучением – частицами, возникшими миллиарды лет тому назад, сразу после Великого взрыва.
«Если бы не было RT-32...»
Пару лет тому назад в Вентспилсском радиоастрономическом центре в Ирбене установили 96 антенн для радиолокатора LOFAR. Сообщалось, что станция LOFAR призвана усовершенствовать восстановленный советский локатор RT-32. Благодаря новым антеннам специалисты получили возможность улавливать даже очень слабые радиосигналы. Особо чувствительные приборы позволят Латвии на равных участвовать в международных проектах исследования дальнего космоса.
![]() |
В одном из интервью старший научный сотрудник НИИ Иварс Шмелдс признавал: «По сути, если бы не было RT-32, то, скорее всего, не было бы и нашего института, работа которого сейчас приносит исключительно много не только Латвии, но и Европе. К примеру, мы одна из немногих радиообсерваторий в мире, где систематически наблюдают за Солнцем.<.... >, с россиянами и американцами изучаем вопрос зарождения жизни в открытом космосе и переноса ее на планеты, например, астероидами и метеоритами. <...> Мы входим и в систему радиотелеметрии, в которой участвуют и NASA, и российские радиотелескопы. Чем больше телескоп, тем меньшие детали и на большем расстоянии он способен различать. И когда радиотелескопы объединены в общую систему чуть ли не по всему миру, тогда чуть ли не вся Земля превращается в одну «тарелку», принимающую информацию из космоса и отправляющую сигналы во Вселенную».
С учетом сказанного невозможно представить, чтобы столь важный для страны научный объект, если не найдут средств на его содержание, превратился исключительно в местную достопримечательность, и служил лишь вышкой, с которой экскурсанты станут осматривать здешние пейзажи.