Как врачи зарабатывают путешествия на пациентах-шизофрениках1
Руководитель Агентства лекарств Ингуна Адовича на вопрос журналиста передачи De facto (LTV1) «Независимы ли в своей работе фармацевты?» ответила: «Думаю, что нет…» Тот факт, что производители, торговцы, фармацевты и доктора давно связаны порочной цепью извлечения личной выгоды из недомоганий и легковерности простого населения, кажется, не отрицает уже никто, включая министра здравоохранения Юриса Барздиньша. Однако никто пока не отважился предложить и ввести реальные меры по искоренению этой ситуации.
Главный игрок – оптовики
Основными игроками на этом некорректном рынке являются даже не крупные производители лекарств с мировыми брендами. Правила игры в Латвии на самом деле задают оптовики.
О какой честной конкуренции может идти речь, если, по информации De facto, 85% рынка оптовой торговли лекарствами перераспределено между всего тремя компаниями, одна из которых имеет около 40% рынка?! Им принадлежит большинство из 850 латвийских аптек, и их персонал, стремясь удержаться на своей работе, становится исполнителем воли своих алчных хозяев.
Так, передача De facto установила, что, скорее всего, в большинстве латвийских аптек существуют так называемые списки рекомендуемых лекарств. Именно эти лекарства должны рекомендовать своим клиентам фармацевты, если те просят не лекарство определенной марки, а абстрактно, например «что-нибудь от простуды». Оптовики, которые заведуют аптеками, давят на производителей лекарств и требуют за включение их медикаментов в такие списки внушительные скидки.
Неофициально представители производителей лекарств сообщили журналистам LTV1, что размер скидок может достигать 20–30%, а один из оптовиков не гнушается запросить и все 80%!
Цифры названы неофициально и без имен, потому что после того, как кто-то публично заявляет о непомерных аппетитах оптовиков, то сразу получает недвусмысленную угрозу прекращения реализации производимого им лекарства в определенной сети аптек.
Кто и на какие скидки от официально зарегистрированной в Агентстве лекарств цены соглашается, узнать невозможно: это всегда остается тайной соглашения между производителем и держателем сети аптек. Считается, что в Латвии средняя наценка аптек составляет 23%, а средняя наценка оптовиков – 7%.
Но все это – по отношению к официально зарегистрированной цене. Какова реальная цена, по которой оптовики фактически закупают лекарства? Если кто и знает, публично об этом не скажет.
Министр здравоохранения Юрис Барздиньш лишь со смущенной улыбкой на устах признался «на камеру», что у него давно были подозрения о существовании списков рекомендуемых лекарств, но конкретных документов, подтверждающих это, он никогда не видел.
Не интересы, а аппетиты
Как бы то ни было, контрольная закупка, произведенная De facto, показала, что так называемые средние наценки – понятие для латвийских аптек весьма абстрактное. Так, за один и тот же набор лекарств от простуды и насморка в аптеке одной сети журналисты заплатили 3,07 лата, а в другой – 5,72 лата!
Министерство оценивает возможные пути борьбы со сложившейся ситуацией, но ни один из них пока не признан оптимальным. Кажется, что ни сделай, оптовики всегда найдут способ обеспечить себе запланированную прибыль, заставив клиентов аптек переплачивать за те или иные лекарства.
«Надо понимать, что это огромная индустрия с большими деньгами и маркетинговыми бюджетами, с большим влиянием на фармацевтов и докторов. Пациент должен осознавать, что врач, несомненно, хочет лучшего для него, но при этом может преследовать и свои интересы», – обреченно сообщил Юрис Барздиньш.
Судя по информации, попавшей в распоряжение журналистов передачи Nekā Personīga (TV3), это, скорее, не интересы, а самые что ни на есть аппетиты, которые, как известно, приходят во время еды.
До сих пор самым громким случаем подкупа доктора со стороны производителей и торговцев лекарств был открывшийся в 2004 году инцидент, когда ответственный за закупку медикаментов для больниц некто Зигурдс Ласовскис в течение трех лет побывал в 25 командировках и поездках, оплаченных фармацевтическими компаниями, в такие страны, как Франция, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты, Италия и Южная Африка. Его обвинили во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением. Суд дал ему два года условно и назначил штраф в размере 8 тыс. латов. После этого случая участники фармацевтического рынка публично продекларировали стремление к большей прозрачности своей деятельности. Годы идут, но, судя по всему, воз и ныне там.
Каждый десятый – честный
В прошлом году латвийские фармацевтические компании продали лекарств на 174 млн латов. По неофициальной информации, порядка 10% от стоимости определенных выписанных докторами лекарств возвращается к ним же через взятки со стороны фармацевтических гигантов.
Работавшая некогда на одного из таких гигантов женщина рассказала передаче Nekā Personīga о методах работы. Докторов компании ищут по базам данных. Особенный интерес для них представляют врачи с большой клиентской базой: семейные врачи и специалисты, ведущие частную практику. Их поощрение ведется из маркетинговых бюджетов компаний.
Документы внутреннего пользования одной из таких компаний – словенской KRKA – попали в руки журналистов TV3. Они свидетельствуют о том, что для докторов за выписывание конкретных наименований лекарств приобретались подарочные карты в крупных супермаркетах, заказывались туристические путевки на тысячи латов. Доктора, особо приноровившиеся к такому сотрудничеству с производителем лекарств, сами делали заказы относительно своего вознаграждения. Для кого-то была сделана закупка на 200 латов в магазине для рыболовов и охотников, а кто-то получил подарочную карту на 140 латов в любимом магазине косметики Douglas. Другие заказывали новую ванну, телевизор или конкретные продукты питания.
В общем, в документах фигурируют 13 наименований медикаментов: Atoris, Elicea, Enap, Ezoleta, Ypsila, Kventiax, Lanzul, Mirzaten, Olimestra, Prenessa, Tenox, Zalasta и Zyllt, – за выписывание которых врачи получали вознаграждение и на популяризацию которых за три месяца было истрачено 16 тыс. латов. Особенно часто и напротив больших сумм фигурируют фамилии психиатров. Их пациенты особенно долго сидят на дорогостоящих лекарствах, что выгодно и докторам, и производителям пилюль для шизофреников и прочих несчастных.
Стоит отметить, что всего 10% докторов не идут на сделку с производителями лекарств!
В распоряжении Nekā Personīga имеется также письмо сотрудницы KRKA, в котором она просит своего коллегу затраты на приобретение подарочных карт расписать на 4 разных чека и назвать «организацией семинара» и «арендой помещений». Эти и другие данные, имеющиеся в распоряжении журналистов, были переданы в Минздрав, и Инспекция здоровья начала расследование.
Напоследок отметим, что министр здравоохранения Юрис Барздиньш, комментируя ситуацию на рынке лекарств, в интервью De facto отметил: «Это все образовывалось годами, и, знаете, у меня тоже нет быстрого решения этой проблемы…»