О душевном здоровье общества в кризисный период1
На портале общественных инициатив ManaBalss.lv идет сбор подписей за оплату назначенной врачом психотерапии. Спустя неделю с момента старта подано 2718 подписей. До заветных 10 тысяч недостает 7 282, которые вероятно будут собраны, и тогда народная инициатива направится в Сейм ЛР.
Психическое здоровье определяют как состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.
Организаторы сбора подписей поясняют свою идею тем, что такая помощь – одна из самых востребованных услуг врачей-специалистов в стране.
Но до сих пор вопрос об оплачиваемой государством психиатрии для пациентов с направлением от семейного врача или психиатра, не решен.
«В большинстве случаев лечение пациента не ограничивается рекомендованной психиатром медикаментозной терапией, а включает в себя назначенный специалистом или семейным врачом курс психотерапии, который может продолжаться несколько месяцев с посещением психолога или психотерапевта приблизительно раз в неделю».
В Латвии одно посещение психолога или психотерапевта в государственных медицинских учреждениях или в частных практиках специалистов (примерно 45-минутная консультация) стоит в среднем от 40 до 60 евро. Это делает психотерапию труднодоступной услугой. Что, в свою очередь, не позволяет избавить от страданий, снижает уровень благополучия людей и ухудшает экономическую ситуацию, негативно влияя на их трудоспособность».
Далее приводятся в пример ряд стран Западной Европы, где госфинансирование обеспечивает бесплатную и регулярную психиатрию по направлению от семейного врача.
Деликатная тема
Что греха таить, пугающая ситуация с Covid-19 в немалой степени поспособствовала истерии в обществе. Правительством даже был утвержден план Министерства здоровья по улучшению доступности ухода за психическим здоровьем, рассчитанный на 2019-2020 гг. Предусматриваемая сумма – 13,345 миллионов евро. В частности, для строительства нового амбулаторного центра необходимы 7 миллионов евро. Руководитель отдела коммуникации Министерства здоровья Оскарс Шнейдерс указывал, что ведомство «по-прежнему считает, что новый центр необходим, и этот вопрос не откладывает в сторону».
Еще в 2009 году Минздрав Латвии предлагал сократить на 50% число койко-мест в психиатрических и психоневрологических клиниках, а остальной поток пациентов перевести на амбyлаторные формы обслуживания.
В 2016 году с такой же инициативой выступил Всемирный банк. Предлагалось присоединиться к общемировой практике: не держать пациентов подолгу в больницах, а дать им возможность жить, к примеру, в специальных коммунах или центрах длительной опеки.
Душевные расстройства имеют 10-12% населения Латвии, поэтому считается, что людей с нарушениями психики не следует отделять от остального общества. Наоборот, по нынешним толерантным установкам им следует помогать «вернуться в привычную среду, заменив лечение в специализированных центрах услугами, приближенными к семейному окружению». На это указывал психиатр Рижского центра психиатрии и наркологии Марис Таубе.
Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. В организме все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находясь под контролем нервной системы, именно поэтому наше психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, -- на психике.
Министр здравоохранения Латвии Илзе Винькеле утверждает, что о проблемах с психическими больными людьми в стране говорят не охотно, потому, что это слишком деликатная тема, требующая тщательного разбирательства (Radio Baltkom). В целом, по словам министра, картина в латвийской психиатрии плачевная. И проблему в этой области одними деньгами не решить. Человек, у которого шизофрения или депрессия, не всегда поделится своими переживаниями. Общество от таких людей зачастую отворачивается.
Меры принудительного характера
По статистике, в Латвии каждый год на принудительное лечение направляют более сотни человек. Суды при этом руководствуются 68–й статьей УЗ, согласно которой лица, совершившие преступления в состоянии невменяемости или ограниченной вменяемости, в случае, если они представляют опасность для общества, могут быть подвергнуты принудительному психиатрическому лечению: в амбулаторном медучреждении; в психиатрической больнице общего типа; в специализированной охраняемой больнице. Но так как эти лица освобождены от уголовной ответственности в силу своей болезни, их данные не поступают в регистр наказаний, а значит, пациент может свободно перемещаться, меняя место жительство -- страна должна соответствовать конвенции ООН о праве инвалидов на независимую жизнь.
Есть 607-я статья Уголовного–процессуального кодекса, согласно которой, если осужденный к принудительным мерам выздоровел или не опасен для общества, руководитель лечебного учреждения может сменить режим — или отменить его вовсе. Если же он не исполняет врачебных указаний — повысить строгость режима. Но лечиться добровольно хотят не все.
Предположительно в бегах могут находиться несколько десятков ограниченно вменяемых лиц. А между тем психиатрия в стране не бесплатная — к примеру, «код манипуляции 60222» подразумевает участие психиатра в судебном заседании, и это тоже единица учета, подлежащая оплате. Однако ближайшие ассигнования планируются только на 2021 год и составят они всего 25 254 евро, которые уйдут на разработку «координирующего учреждения» с новыми функциями.
В апреле этого года Кабмин принял к рассмотрению завизированное министром И. Винькеле концептуальное сообщение «О регулировании решений по исполнению медицинских мер принудительного характера», что говорит о серьезности темы.
На текущий момент в Латвии работает 57 учреждений, где оказывается амбулаторная помощь психическому здоровью человека и 7 стационаров соответствующего профиля.