Обратите внимание: материал опубликован более чем четыре года назад

Что сказал министр сообщения

Что сказал министр сообщения

Министр сообщения Талис Линкайтс, считающий, что транспортная сеть переживает самый серьезный экономический кризис со времен Второй мировой войны, дал интервью в эфире радио LR-4 в передаче «Действующие лица».

Прежде всего, Талис Линкайтс подчеркнул, что грузовые перевозки не прекращались даже в самые худшие времена. «Да, в апреле были перебои, проверки на границах, но грузоперевозки не останавливались. Сегодня же есть повод для небольшого оптимизма», - считает министр.

 

Линкайтс уведомил, что в связи с постепенным открытием границ с 15 мая летает бизнес-авиация, а с 18 мая начались воздушные перевозки.

 

«Коронаирус повлиял на численность пассажиров в общественном транспорте. В апреле количество пассажиров в автобусах сократилась на 68%; в поездах - на 66%. Но к началу мая появился прирост пассажиров на 7, 6%. Мы подразумеваем, что прирост будет происходить и в дальнейшем. Снимаются ограничения на разные мероприятия, передвижение. Открываются закрытые на период ограничительных мер рейсы…»

 

Сокращения были и будут

 

Говоря о транзитных перевозках, министр отметил, что проблемы здесь начались еще до пандемии коронавируса.

 

«Спад на железной дороге начался еще в прошлом году из-за переориентации Россией энергетических грузов на собственные порты. Кризис, вызванный распространением COVID-19, еще больше осложнил ситуацию с отдельными видами грузов.

 

В Китае возникли проблемы с формированием контейнерных составов, что отразилось и на наших перевозках, - акцентирует Линкайтс. - По сравнению с четырьмя месяцами 2019 года объем перевозок на железной дороге упал на 46%, и в этом году принципиальных изменений ожидать не приходится - это тот объем перевозок, на который можно рассчитывать».

 

Со слов министра, в этой ситуации можно лишь снижать издержки, что и делает, к примеру, Латвийская железная дорога, проводя сокращения и отменив проект электрификации.

 

Государство будет поддерживать дотированием. Поддержки, которая имеются на железной дороге и в портах, должны быть скорректированы сообразно объему перевозок, чтобы уменьшить затраты, сохранить так называемое финансируемое равновесие «Латвияс дзелзцельш».

 

«Жизнь на железной дороге не останавливается. Грузы идут. Конечно, в меньшем объеме, но идут. Соответственно, есть и будет необходимость в работе железной дороги. Мы высоко оцениваем труд железнодорожников и машинистов, людей других специальностей в этой сфере. <…>

 

Но сокращения, конечно, были, и вероятно, еще будут. Поскольку, если сравнить нашу железную дорогу с эстонской или литовской, то обьем перевезенного груза на одного работника и соответственно километр пути, то у нас эффективность намного меньше. Есть возможность поменять технологический процесс таким образом, чтобы уменьшить количество людей на железной дороге».

 

Rail Baltica

 

«Кризис не повлиял на проект Rail Baltica, проект движется вперед. В этом плане ничего не меняется. <...> Проектирование идет по всей трассе. Да, есть разные высказывания эстонских политиков, но они для внутреннего пользования. Работы по Rail Baltica продолжаются, но многое будет зависеть от финансирования, начиная с 2021 года. Это стратегический проект ЕС. Следует учитывать, что проект это не только железнодорожная линия, но и новые технологические решения. Новые требования к железнодорожному сообщению, сигнализационной системе и т. д. Конечно, в тех местах, где новая колея совпадает с настоящей, а это в основном в Риге и вокруг Риги, работы будут вестись вместе с действующей линией Lzd».

 

Про компенсации

 

Далее министр пояснил: в связи с тем, в середине марта все пассажирские перевозки остановились, из-за чего предприятия понесли убытки, им была положена компенсация.

 

 

«Из госбюджета мы уже компенсировали 6 млн евро Gaisa Satiksme (LGS), 54 млн евро – Рижскому аэропорту, до 250 млн евро airBaltic.

 

Также предприятия общественного транспорта получат дополнительные средства на компенсацию затрат в этом месяце. Уже подготовлены соответствующие документы и направлены в Министерство финансов на согласование.

 

Мы заинтересованы, чтобы наши отрасли существовали и после кризиса, могли конкурировать с нашими соседями и другими предприятиями этого региона», - говорит Т. Линкайтс.

 

 

В рамках интервью прозвучала информация о том, что Министерство сообщения подготовило проект закона, чтобы на 50% снизить эксплуатационно-транспортный налог для грузовых машин на следующие полгода.

 

Кроме того, отмечается, что некоторые из перевозчиков использовали пособия по простою и возможность отложить уплату налогов, другие получили от финансового учреждения Altum доступ к дополнительным оборотным средствам на поддержку компаний.

 

Пояснялось, что для AO Pasažieru vilciens пока особых отдельных компенсаций не выплачивалось – компенсировалась только разница доходов, которую они недополучили во время кризиса.

 

«Большие государства тоже вливают деньги в своих национальных перевозчиков. Латвия - это не отдельное явление. Но «помощь должна быть еще одобрена Еврокомиссией», - заметил глава Министерства сообщения.

 

Повернуть в сторону Латвии

 

«Мы получали несколько поездов с грузами из Китая. Но это, скорее, можно рассматривать как показательные выступления. Я больше надеюсь на грузы, которые идут через крупный логистический центр в Беларуси «Большой камень», откуда они направляются в страны Скандинавии – Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию. Мы работаем над тем, чтобы эти грузы направлялись и через Латвию. Это более реальная возможность, чем ждать грузы напрямую из Китая.

 

Если смотреть на карту, то мы не находимся на пути движения таких грузов. В основном они идут через Беларусь и Польшу. Сегодня мы работаем над тем, чтобы отдельные составы шли через Латвию. Однако статистика свидетельствует, что они не смогут компенсировать тот объем грузов, который ранее шел из России: уголь и др. В таком объеме грузов уже не будет».

 

Министр призывает реально смотреть на вещи. С его точки зрения, Латвия хорошо работает с грузовыми авиаперевозками из Китая. «Есть возможность направлять почту из Китая через Латвию, если очень постараться», - говорит он.

 

Лишнее продать или отдать

 

«Авиация - это наше все. Если смотреть на распределение между тремя балтийскими странами, то Эстония - это морское государство с его крупной судоходной компанией Tallink. Литва более конкурентоспособна в железнодорожных перевозках, а Латвия является авиационным узлом, работает не только в балтийских странах, но и на других направлениях.

 

У нас новый хороший флот, меньше издержки. Мы заинтересованы, чтобы и авиакомпания, и все предприятия вокруг нее работали после кризиса в том же направлении».

 

Одновременно Линкайтс признает, что количество пилотов и стюардесс airBaltic сократилось в два раза.

 

На вопрос журналиста, куда теперь девать самолеты, высокопоставленный чиновник дает такой ответ: «Самолеты отдадут лизенгодателям, т. е. их владельцам. Это относится, прежде всего, к турбопропеллерным самолетам (турбовинтовым – Прим. grani.lv). Что касается боингов (Boeing), то находящиеся в собственности компании будут проданы, а те, что в лизинге, переданы. Сейчас продать трудно, но надеемся, что покупатели все-таки найдутся. Возможно, придется продать не по самой выгодной цене, но это лучше, чем оставить их в airBaltic».

 

Сначала думать, потом лететь

 

Министр пояснил, что решение относительно расширения авиаперевозок во многом зависит от эпидемиологической ситуации:

 

 

«Мы не заинтересованы открывать сообщение со странами, где очень велик риск заражения коронавирусом. Откуда наши люди могут завезти вирус в Латвию».

 

Все направления согласуются с соответствующими медицинскими службами. Открылось направление на Таллинн, Вильнюс, Осло, Франкфурт, Мюнхен, Хельсинки. Скоро откроется направление на Берлин.

 

<...> Но в первую очередь речь идет о деловых поездках. Использовать перелеты для туристических путешествий пока не рекомендуется. Либо перед тем как планировать поездку, надо хорошо обдумать, посмотреть на существующие ограничения в той или иной стране. Ведь возможно, что по прилету потребуется пережить самоизоляцию», - предупреждает министр сообщения.