Обратите внимание: материал опубликован более чем пять лет назад

Детская больница: взяточники и мошенники понесут наказание1

Детская больница: взяточники и мошенники понесут наказание
Взятка, как и вирус, передается контактным путем. На прошлой неделе вынесен приговор по одному из самых громких дел, процесс в общей сложности длился более 10 лет. В итоге наказания «удостоились» фигуранты дела о взяточничестве при строительном конкурсе, касавшемся Детской клинической университетской больницы.

Отмечают, что приговор оказался довольно мягким. Обвиняемые свою вину признали, хоть путь к раскаянью и был долгим — в начале следственного процесса представители администрации Детской больницы клялись, что закупки проводились на вполне законных основаниях.

 

Как пишут СМИ, в связи с соглашением суд выдает участникам только сокращенный приговор. Полного приговора не будет, если кто-то из них подаст апелляцию.

 

Изменить и убедить

 

Аресты состоялись в 2009 году, спустя год дело отправилось в прокуратуру, а еще через год было предъявлено обвинение. Начало судебного процесса датируется октябрем 2012-го.

 

После обыска, который проводил KNAB в Детской клинической больнице в ноябре 2009 года, в бюро были доставлены сотрудники, отвечавшие за ее хозяйственную деятельность. Вскоре под арест были взяты: член правления больницы Арнис Крамзакс, ее хозяйственный директор Айвар Лысенко, представитель фирмы Projektu vadības un attīstības birojs Райтис Мурниекс и член правления SIA Pamats Александр Крейцерс. В рамках дела прошло более 20 обысков. Изъято около 700 000 латов, на происхождение которых фигуранты дела свет упорно не проливали. По версии обвинения схема выглядела так: «больница объявляла конкурс на строительство объекта, после чего претенденты подавали свои предложения. Когда чиновники знакомились с этими предложениями, оказывалось, что фирма Pamats выдвигает очень выгодные условия. Вот только смета менялась, когда фирма получала непосредственно заказ. Дальше нужно было лишь убедить членов комиссии по закупкам в «математической ошибке», а потом дать взятку, чтобы на это закрыли глаза» (BB). Схема должна была действовать при своем строителе – Pamats, своей компании по надзору – Projektu vadības un attīstības birojs, также понадобились свои люди среди заказчиков, которые покрывали правление больницы.

 

Откатные латы

 

Характерный пример – строительство перехода для нового многофункционального корпуса больницы:18 августа 2009 года подрядчик выбирает для этих работ фирму PPF bUve, в состав которой входит упомянутая фирма Pamats. Предложенная цена без НДС – 131 345 латов. Предложение выглядело самым выгодным из поданных. Однако это была лишь имитация самой низкой стоимости. Как только дело дошло до выполнения договора, смету увеличили на 22 000 латов, а разницу поделили между собой. Также произошло и при реконструкции дома для родителей. Сначала была внесена смета на 369 000 латов, но потом сумма преобразовалась в 390 000 латов. При этом сама реконструкция была полностью оплачена пожертвованиями (BB). А при строительстве многофункционального корпуса обошлось вообще без махинаций – заказ оформили без всякого конкурса. Далее в смету, помимо строительных работ, включили сумму, которая должна была отойти чиновникам. Итоговый откат составил 33 000 латов. Однако данный проект финансировался на кредит, поручителем за который выступало государство.

 

Крейцерова «соната»

 

Когда дошло до суда, никто из обвиняемых свою вину не признавал. Из пояснения представителя строительной фирмы Pamats Крейцера вообще следовало, что эта фирма позволила Детской больнице сэкономить более 800 000 латов, так как средняя цена всех претендентов была намного выше. Pamats же взяла на себя ответственность реализовать проект строительства нового корпуса всего за 7 624 939 латов. Указывалось, что есть протокол заключения конкурсной комиссии, решение IUB, подтверждающее законность принятого решения.

 

«Требования к претендентам были весьма высокими, поэтому участниками конкурса были достаточно квалифицированные, компетентные и профессиональные фирмы. Такие авторитетные компании, как Merks, RBS Skals, MTK Construсtion, PBLC, Mūsu māja оценили реализацию этого проекта гораздо дороже. Возможно ли при такой низкой цене платить откаты?» – задавал риторический вопрос Крейцер.

 

Кому и сколько по заслугам

 

Крамзаксу и Лысенко были предъявлены обвинения в попытке мошенничества и взяточничестве, Шмитсу, Пименову и Александру Крейцеру – во взяточничестве. Муйжниекс обвинялся в поддержке попытки мошенничества и взяточничестве, Кравцов – в мошенничестве.

 

Суд утвердил соглашение обвиняемых с прокурором. В итоге: предприниматель Крейцер приговорен к условному сроку на четыре месяца с испытательным сроком в восемь месяцев, 70 часам принудительных работ, денежному штрафу в размере 70 минимальных месячных зарплат (30 100 евро) и частичной конфискации имущества на сумму 60 870 евро.

 

Бывший член правления больницы, руководитель закупочной комиссии Арнис Крамзакс приговорен к лишению свободы на один год и три месяца условно с испытательным сроком в два года, денежному штрафу в размере 75 минимальных месячных зарплат (32 250 евро) и частичной конфискации имущества. У него конфискуют автомобиль Volvo S80 и 5691 евро.

 

Члена правления фирмы Projektu vadības un attīstības birojs Райтиса Муйжниекса суд приговорил к условному лишению свободы на один год с испытательным сроком на один год и 8 месяцев, денежному штрафу в размере 70 минимальных месячных зарплат (30 100 евро) и частичной конфискации имущества в размере 100 000 латов (142 287 евро) и 11 381 долларов США (10 544 евро).

 

Бывшего хозяйственного директора больницы Айвара Лысенко суд приговорил к условному лишению свободы на 8 месяцев, денежному штрафу в размере 30 минимальных месячных зарплат (12 900 евро) и частичной конфискации имущества в виде двух объектов в Айзкраукле и Скривери.

 

Сергея Кравцова суд приговорил к денежному штрафу в размере 18 минимальных месячных зарплат (7740 евро), инспектора Государственной пожарно–спасательной службы Юриса Шмитса – к 100 часам принудительных работ и возврату 1290 евро, нажитых преступным путем, Георгия Пименова – к 80 часам принудительных работ, а Михаила Крейцера – к 70 часам принудительных работ.

 

Кроме того, с нескольких обвиняемых солидарно взысканы убытки Детской больницы и процессуальные затраты в размере 130 497 евро.

 

На примере этого нерядового дела хорошо иллюстрируется изнанка строительных конкурсов.