Обратите внимание: материал опубликован более чем пять лет назад

Газета: почему самый богатый человек Эстонии так интересуется Латвией6

Газета: почему самый богатый человек Эстонии так интересуется Латвией

Если человек здесь и сейчас страдает во имя светлого будущего и живет ради кого-то другого, то это делает несчастным как его самого, так и окружающих — именно так несколько лет назад презентовал свое кредо Олег Осиновский (52) изданию Eesti Päevaleht.

Похоже, проживающая в Латвии Анастасия Удалова может считать себя самым счастливым человеком, поскольку оказалась рядом с мужчиной, о котором в Эстонии говорят только в превосходной степени. Будто то личная жизнь, бизнес или даже коррупционные скандалы.

 

Для Латвии же Осиновский как бизнесмен и как мужчина находится где-то посередине шкалы. В ноябре прошлого года один эстонец запечатлел, как Осиновский и Удалова гуляют по центру Рима. После это СМИ принялись писать, что именно эта особа, которая младше своего спутника на 23 года, разрушила брак Олега и Ирины Осиновских, казавшийся таким счастливым. Теперь Удалова, которая ранее трудилась чиновником латвийского государственного предприятия, занимающегося ремонтом и обслуживанием дорог, представляет интересы Осиновского по инвестициям в Грузии.

 

Для стороннего наблюдателя Осиновский является образчиком успешности. Если еще совсем недавно говорилось, что ему принадлежит десяток успешных фирм, то теперь говорят, что его фирмы успешно действуют в десятке стран.

 

А ведь десять лет назад Осиновский балансировал на грани. Исключительное для истории эстонского судопроизводства обвинение по делу о попытке картельного сговора сильно подорвало его здоровье: постоянные головные боли, нервные потрясения, таблетки. Все началось с того, что Осиновский вместе с российской транспортной кампанией "ГлобалТранс" основал совместную фирму Spacecom. Согласно резюме обвинения, бизнесмен предложил тогдашнему главе Эстонской железной дороги (Eesti Raudtee) Рийво Синиярву разделить между собой рынок грузовых перевозок и поднять цены вдвое.

 

Три года спустя впервые в судебной практике Эстонии Осиновский и его фирма Spacecom были признаны виновными в попытке заключения картельного сговора. Осиновскому было назначено денежное взыскание в размере 11 551 евро, его фирме — 31 955 евро. По словам Осиновского, тогда он как будто прозрел и осознал, по каким принципам действует мир.

 

Такое же прозрение могло произойти и в прошлом году, когда поступило сообщение, что железнодорожный концерн Осиновского выкупил у миноритарных акционеров все акции Даугавпилсского локомотиворемонтного завода AS Daugavpils Lokomotivju Remonta Rupnica. По образованию Осиновский является инженером железнодорожного транспорта, что для Эстонии редкость, поэтому его интерес (и страсть) к заводу понятен: в Эстонии локомотивных заводов такого масштаба просто нет и, скорее всего, никогда не будет.

 

До этого в Латвии об Осиновском говорили, в основном, в негативном ключе. Например, в свете коррупционного скандала экс-главы Латвийских железных дорог Угиса Магониса. Согласно обвинениям, Осиновский предоставил Магонису беспрецедентно огромную сумму (800 000 евро) за вынесение решения в пользу Skinest Rail на тендере. По законам Латвии, за взятку в крупных размерах следует наказание в виде лишения свободы сроком от двух до десяти лет. Также возможна и конфискация имущества и запрет на работу на определенных должностях в течение пяти лет после вынесения обвинительного приговора.

 

Олег Осиновский родился 27 мая 1966 года в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате. Его детство и молодость прошли в Сибири, в Омске. Отец трудится в железнодорожном институте профессором, мать там же — доцентом. После окончания школы Осиновский поступил в Ленинградский железнодорожный институт, где познакомился с приехавшей из эстонского промышленного городка Азери Ириной. В 1988 году Осиновский приехал в Эстонию и поступил на работу в Тапаское депо.

 

В 1995 году сдал экзамен на эстонское гражданство, что является для него предметом гордости. Осиновский рассказывал, что мог бы взять гражданство Израиля, поскольку является на четверть евреем.

 

Еще во время работы в депо в 1992 году Осиновский открыл свою фирму Skin AS, которая позже была переименована в Skinest Projekt и далее трансформировалась в Skinest Grupp. Сейчас это название носит холдинговая компания Осиновского, управляющая крупнейшим в Прибалтике принадлежащим частному капиталу железнодорожным концерном.

 

Евгений Осиновский, который всего на пару лет старше новой избранницы своего отца, согласно проведенному несколько лет назад исследованию, был самым влиятельным русским Эстонии. Глава Социал-демократической партии Евгений сильно обогнал евродепутата Яну Тоом, которая входит в партию нынешнего премьер-министра и которая как своей прокремлевской риторикой, так и рыжим цветом волос походит на звезду латвийского политического небосклона Татьяну Жданок.

 

Выучившийся на философа и политолога в лучших университетах Великобритании Евгений возглавляет Социал-демократическую партию, которая играет в правительственной коалиции существенную роль. Именно благодаря карьере Евгения в качестве министра здоровья и труда север Латвии может наблюдать процветание алкотуризма, набирающего все большую популярность среди эстонцев. Именно Осиновский-младший загорелся зародившийся в кабинетах министерства планами по поднятию алкогольных акцизов и сделал эту идею главное политической целью своей партии. Общественное негодование по этому вопросу оказалось столь бурным, что Осиновский-младший был вынужден во имя спасения рейтинга партии уйти с поста министра.

 

Еще в начале прошлого года Олег Осиновский резко критиковал алкогольную политику правительства и требовал незамедлительных перемен. Он говорил, что из-за злоупотребления купленной в Латвии водкой эстонцы станут болеть и он вместе с другим налогоплательщикам будет вынужден оплачивать их расходы на лечение.

 

Через несколько месяцев, когда правительство не стало снижать алкогольный акциз и рейтинги соцдемов загорелись красным, отец встал на защиту сына. Он сообщил в интервью Общественно-правовому телерадиовещанию, что Евгений не имеет к неудавшейся акцизной политике никакого отношения, поскольку налоговую политику подготавливает не Министерство социальных дел, а Министерство финансов. При этом портфель министра финансов коалиционного правительства находится не в руках соцдемов, а в руках национально-консервативной партии "Исамаа". Данный шаг можно рассматривать также как операцию по спасению инвестиций, поскольку Осиновский-старший относился к одним из самых щедрых жертвователей Социал-демократической партии.

 

Осиновский совершенно однозначно определяет себя как русского. Кажется, ни один журналист никогда не видел его говорящим по-эстонски. Сам бизнесмен отмечал, что эстонский язык он понимает и даже может на нем писать, хоть и с ошибками. При этом оба его сына — Евгений и Марк — образование получили на эстонском языке, поскольку обэстонивание русской школы, по мнению Осиновского, неизбежно. Он считает, что свое самосознание русские сохранят в любом случае, вне зависимости от того, что будут учиться на эстонском, ведь такой большой и сильный народ просто не может раствориться в эстонцах. Однако, при этом, во имя достижения согласия в эстонском обществе образование следует унифицировать.