Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Надо любить жизнь!

Надо любить жизнь!
Среди клиентов PNB Banka, а именно так с 9 ноября называется Norvik Banka, десять человек достигли возраста века. Некоторые из этих замечательных долгожителей-пенсионеров согласились побеседовать с журналистом.

«НЕСИ ДОБРО, НЕ ЖДИ БЛАГОДАРНОСТИ»: cекрет долгой столетней жизни

 

«Секрет долголетия? Я никогда ни на кого не злилась, не переживала по пустякам, много-много работала, помогала родным... И не убивалась из-за мужчин...» Так говорит одна из старейших жительниц Латвии Варвара (Валентина) Петровна КУЗЮБЕРДИНА. Бабуля родилась (трудно представить!) во время Февральской революции 1917 года в России, то есть без малого 101 год назад.

 

– Все в мире проходит... – говорит мне бабушка. – Мало что важным оказывается потом... Деточка, запомните: если вы с чем-то не можете ничего поделать, не переживайте из-за этого! Я получала удовольствие при любом удобном случае. Жизнь отличная штука, не обязательно всегда быть счастливым, нужно быть просто довольным...

 

Вот сидит передо мной на диванчике бабушка, что называется, божий одуванчик: чистенькая, светлая, с живыми, молодыми и острыми, как рентгеновские лучи, глазами. Не впала в слабоумие, отлично помнит детство и зрелость, а вот про войну Варвара Петровна говорить не захотела; как я поняла, эти годы она провела в оккупации где-то возле Луганска, на своей родине.

 

– Война – это страшно. Оспой болела. Зачем вспоминать? – сказала и как отрезала. И, хитро прищурившись, тут же попросила меня: поправьте-ка кофточку мне, застегните молнию до конца, чтобы морщины не выпирали – вы же фотографировать меня собрались?

 

Надо же, сто лет в обед, а Варвара Петровна все еще думает о том, как выглядит. Женщина! В квартире (а живет бабуля одна!) прибрано, на полках много книг, в серванте – парад подпылившегося малость хрусталя брежневского периода и старые фотографии. Главное – в воздухе нет ощущения той промозглой старости, которую иногда приходится встречать у глубоко пожилых одиноких людей.

 

– Вот детей у меня не случилось, это действительно жаль... Подруг тоже было мало: времени на общение не хватало. Работала в лаборатории – проверяла молоко и другие продукты на качество, потом стала заведующей. 

 

Последние пять лет ноги у Варвары Петровны стали слабоваты, поэтому гулять по улице она не может, ходит только по дому. В коляске же эта милая леди стесняется выезжать: не комильфо. А еще бабуля раз в пару месяцев делает педикюр, а как вы думали?..

 

«Варвара Петровна в свое время отлично играла в шахматы – обыгрывала космонавтов», – рассказала мне ее добрый друг Людмила Львова, бывшая жена племянника этой бабушки. По словам Людмилы, которая называет себя «родственница – седьмая вода на киселе», бабушка всегда была доброй и очень отзывчивой, это главные ее качества.

 

– Варвара Петровна, как дожить до ста лет?

 

– Делайте то, что нужно. Не анализируйте, просто делайте. Не ждите ни от кого благодарности, берегите время... оно бежит.

 

Труд, зарядка, дисциплина – три составляющие долгой жизни рабочего человека, рижанина Петра ОКАТЬЕВА!  

 

Через месяц с небольшим пенсионеру исполнится 100 лет, фактически он – ровесник Латвийской Республики. Петр Иванович знает секрет того, как дожить до векового юбилея с ясным взглядом, прямой спиной, в здравом уме и с интересом к окружающему миру.  Гладко выбритый, в выглаженной рубашке, со взглядом-буравчиком Петр Иванович выглядит молодцом. Его сын Валерий, который помог нам в организации встречи со своим отцом, как две капли воды похож на родителя. Бывает же такое...

 

– Родился я в глухой деревеньке Кузнецы, примерно в 100 км от российского города Кирова, – рассказывает Петр Иванович. – Когда мама моя, Татьяна, поняла, что приходит время рожать, на улице стояли жестокие январские морозы. Мой батя побыстрее запряг лошаденку в сани, погрузил туда жену и повез сквозь глубокие сугробы и сильную метель в медпункт, до которого было восемь километров... Двигались они медленно, то и дело сбиваясь с пути и увязая в снегу. На полдороге я появился на свет, в санях... Отец снял с себя овчинный тулуп, накрыл меня и маму и повернул лошадь в сторону дома. Так 20 января 1919 года началась моя биография. Петр Иванович стал двенадцатым ребенком в очень бедной, но дружной трудовой семье. Когда он маленьким мальчиком получал от мамы раз в год новые лапти, это был праздник! В деревушке Кузнецы тогда было 26 домов, кроме одной семьи – все Окатьевы. Кормилец-отец умер в 1921 году от дистрофии: год был неурожайный, и голод выкосил не его одного...

 

Всю жизнь Петр Иванович работал. Считает, что труд – это смысл жизни, его основа.

 

– Отец мой справедливый очень, – уточняет Валерий, – добрый, заботливый. Сейчас немного сдал физически, а еще пару лет назад ого-го-го какой был! Представляете, он до 70 лет на лыжах ходил (много раз со мной), зарядку каждое утро делал и меня заставлял, спасибо ему... Всем помогал, камней за пазухой никогда не держал, видел красивое. В молодости курил, но потом бросил. Он никогда не лежал на диване, по утрам всегда рано вставал, все время чем-то был занят, читал много, дневник писал - думаю, это и есть секрет его долгой жизни.

 

Ирина Петрова, с благодарностью Валерию Окатьеву, Людмиле Львовой

и сотрудникам PNB банка – за помощь в организации интервью