В Шпогской средней школе недавно прошло мероприятие, посвященное евреям Вишки. Учащиеся 10 класса Диана Недведь и Рудольф Лукашевич (учитель латышского языка и литературы Валентина Иванова) провели содержательную презентацию, посвященную еврейскому населению местечка. В мероприятии принял участие историк и краевед, директор музея «Евреи в Даугавпилсе и Латгалии» Иосиф Рочко.
Ребята рассказали, что евреи стали селиться в Вишки в конце XVIII века. В 1847 году их было 194. Прошло пятьдесят лет, и евреев в местечке стало 668 (68,6/% населения). В начале XIX века здесь было заложено кладбище, которое сохранилось до сих пор. В 2007 – 2008 годах под руководством немецкого пастора Клауса Петера Рекса кладбище было приведено в порядок.
И. Рочко напомнил несколько легенд о евреях Вишки. До сего дня местные жители одно из озер называют Додкас езерс. По легенде, еврей Додка был первым утонувшим в этом озере. Другую легенду историк почерпнул у Яниса Кудиньша. Последний ссылается на польского писателя, когда-то посетившего Вишки. Согласно этой легенде, к графу Молю, жившему в местечке, приехала девушка-сирота. Решили выдать ее замуж за сына управляющего имением Моля. Молодые были помолвлены. За подвенечным платьем невеста обратилась к еврею-портном, и в девушку влюбился сын портного. Однако девушка вышла замуж за сына управляющего. Вскоре родилась девочка. Иногда сын портного встречался с замужней дамой, утверждая, что не может жить без нее. Она уже ждала второго ребенка, когда кто-то сообщил о тайных встречах мужу. Разгневанный супруг выгнал жену из дома. А было это в ноябре, когда ударили первые морозы. Бедная женщина ночью пошла в сторону Калнавишки и присела около дерева. Между прочим, дерево, по воспоминаниям Я. Кудиньша, сохранилось до сих пор. Морозной и снежной ночью у несчастной начались роды, родилась еще одна дочь. Утром замерзших обнаружил проходивший крестьянин. Похоронили их под этим деревом. Долго еврей искал свою любовь, но не находил. Когда крестьянин состарился, он рассказал влюбленному трагическую историю. Прошли годы, умер и сын еврейского портного. И теперь каждую ночь его душа посещает место гибели любимой. Особенно долго она задерживается в ноябрьские дни, говорят, до трех часов ночи, а затем вновь возвращается к месту упокоения несчастного влюбленного.
Также И. Рочко рассказал, что в 1880 году в местечке была построена синагога, от которой сегодня остались лишь три ступеньки. В Первую мировую войну Вишки были разрушены, большинство евреев стали беженцами. После войны часть жителей вернулась в родные места.
В 1935 году в Вишки проживали 423 еврея (56,4%), 235 латышей (32%), 85 русских (11%). Из 158 домов 87 принадлежали евреям, из 58 магазинов – 50. Евреи были не только успешными торговцами, но и умелыми ремесленниками: жестянщиками, портными, сапожниками, стекольщиками. Нередко жителей посещали еврейские разносчики, приносящие в своих мешках нитки, иголки, ножи, соль и другие товары.
28 июня 1941 года Вишки были оккупированы нацистскими войсками. Небольшая группа местных жителей начала сотрудничать с оккупантами. Евреев согнали в пожарное депо. Было решено, что их расстреляют в молодом лесу около деревни Острово. Но вдруг последовал приказ: приговоренным к смерти разрешили вернуться домой и взять ценные вещи. Затем их погнали в сторону Калнавишки. К этой колонне присоединили группу евреев из Аглоны и Дагды. В районе Калнавишки евреи были расстреляны. Часть отправили в Даугавпилсское гетто, выжить удалось немногим.
Вишки прославились тем, что группа местных жителей (Сергей Трофимов, его жена, Артамон Трофимов, Степанида Кузнецова) спасли Гирша Погиля и Иосифа Рейна. После войны спасителям было присвоено высокое звание «Праведники народов мира».
Сегодня о евреях напоминают памятник в Калнавишки, установленный по инициативе Леоноры Петровой, и еврейское кладбище.
По инициативе жителя Германии Баруха Чаускина (город Оснабрюк) в Вишки намечено установить небольшой памятник евреям. Помощь в этом благородном деле оказывают Даугавпилсская краевая дума и председатель Вишкской волости Янис Промс.
Десятитиклассница Диана Недведь является праправнучкой спасителя Сергея Трофимова, а бабушка Б. Чаускина, которая до войны жила в Вишки, - родственница спасенного Иосифа Рейна. Вот так соединились прошлое и настоящее.