Российский бизнесмен Григорий Гусельников и его семья получили прямой контроль над "Вятка банком" (Киров, ПАО "Норвик банк") без посредничества латвийского "Norvik banka", крупнейшим акционером которого является Гусельников.
"Григорий Гусельников и AO "Norvik banka" реализовали сделку с акциями "Вятка банка", в результате которой "Вятка банк" больше не является дочерним обществом латвийского "Norvik banka". В результате этой сделки Г.Гусельников и его семья стали контролировать "Вятка банк" без посредника в лице "Norvik banka"", - говорится в сообщении на сайте кировского банка.
В информации со ссылкой на слова президента "Вятка банка" Сергея Тувалкина отмечается, что эта сделка - "давно запланированный и обдуманный шаг".
"Согласование ЦБ мы получили еще в прошлом году и планомерно готовились к сделке. Мы вышли из международной банковской группы "Norvik". Можно сказать, что нас купили, вот только никто не угадал, кто именно. К нам вернулись "старые акционеры", которые всегда заботились о благополучии нашего банка, всегда ставили наивысшим приоритетом интересы и права наших вкладчиков, заботились о сотрудниках. Мы полностью отделили "Вятка банк" от латвийского банка. Они и раньше не были связаны между собой финансовыми операциями, а теперь еще не будут связаны и корпоративно, через акционерный капитал", - сказал Тувалкин.
В сообщении отмечается, что "Вятка банк" отныне действует самостоятельно, "без оглядки на европейские банковские реалии". "Это, в том числе, связано с парадоксальными ситуациями, когда мы - российский банк - не могли покупать облигации "Сбербанка" (MOEX: SBER), работать с предприятиями ВПК. Теперь "Вятка банк" - независимая организация", - отмечается в пресс-релизе.
Ранее сообщалось, что "Norvik banka" и его владельцы обратились в Международный центр рассмотрения инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes), так как считают, что Латвия нарушила заключенное с Великобританией в 1994 году соглашение о защите инвестиций. В иске банка говорится, что высокопоставленное латвийское должностное лицо вымогало у банка взятки, злоупотребляя своим служебным положением. Председатель правления банка Оливер Брамуэлл подтвердил, что речь идет о президенте Банка Латвии Илмаре Римшевиче.
Гусельников в интервью АР сообщил, что связанные с Римшевичем лица требовали у "Norvik banka" "отмывать" деньги российского происхождения.
Со ссылкой на Гусельникова также сообщалось, что латвийский "Norvik banka" подал иск к Латвии в Международный центр рассмотрения инвестиционных споров, рассчитывая решить таким образом юридические проблемы, мешающие продаже принадлежащего банку ветропарка "Winergy".
Прокуратура Латвии в этом году передала в суд уголовное дело, по которому в получении мошенническим путем более 15 млн евро в "Norvik banka" обвиняются связанные с "Winergy" лица. По делу обвиняются три гражданина Эстонии - Андрус Петерсон, Алари Пиперал и Хенри Треуде, а также четверо граждан Латвии - Юрий Шапуров, Алдис Упениекс, Янис Ванкс и Илзе Берзиня.
Этим семи лицам вменяется получение мошенническим путем денежных средств в крупном размере в составе организованной группы, а пяти - также легализация доходов, полученных преступным путем. Часть этих средств была выдана в виде кредитов предприятиям, которые на тот момент уже находились в состоянии фактической неплатежеспособности и контролировались обвиняемыми.
Согласно списку аффилированных лиц кировского банка на 31 декабря 2017 года, 97,75% акций ПАО "Норвик банк" владел латвийский "Norvik banka". Гусельникову напрямую принадлежало 0,00000027287% уставного капитала (0,00000013646% обыкновенных акций).
"Вятка банк" был переименован юридически в "Норвик банк" в 2015 году, но бренд сохранил.
"Norvik banka" является частью "Norvik Group", в которую входит также британский "Norvik banka UK Limited" и входил российский "Норвик банк".