Директор музея семьи Скринда Анна Лаздане: «Семья жила под девизом "Бог, работа и еще раз работа", детей учили трудолюбию и усердию. И благодаря этим качествам, заложенным родителями, Латгалия сегодня может гордиться братьями Скринда» |
Продолжается проект «Значимые факты о Латгальском конгрессе», реализуемый при финансовой поддержке Государственного Фонда культурного капитала, и на этот раз журналист DAUTKOM TV Любовь Тран отправилась в Вабольскую волость Даугавпилсского края.
В Ваболе находится музей семьи Скринда (Skrindu dzimtas muzejs), рассказывающий о трех братьях – Бенедикте, Казимире и Антоне, внесших большой вклад в развитие Латгалии и становление национального духа.
«Родителей братьев, Доната и Аполонию, привезли сюда в XVIII веке графы Плятеры-Зиберги. Шло строительство усадьбы, а Донат был хорошим каменщиком. Вообще семья жила, как сказали бы сейчас, под девизом «Бог, работа и еще раз работа», детей учили трудолюбию и усердию. И благодаря этим качествам, заложенным родителями, Латгалия сегодня может гордиться братьями Скринда», – говорит директор музея Анна Лаздане.
Казимир Скринда родился в 1875 году. С детства проявил усердие к учебе, был замечен местными ксендзами и при их денежной поддержке (100 рублей) и протекции в 1888 году отправился в Санкт-Петербург продолжать образование. Окончил гимназию, духовную семинарию и духовную академию, получив степень магистра теологии. Уже в годы учебы он познакомился с выходцами из Латгалии, получавшими образование в Санкт-Петербурге, и посещал латгальские приходы как переводчик епископа. Завершив образование, молодой священник служил вначале в Петербурге, затем в Минске. Когда в Петербурге усилиями Никодема Ранцанса, Франциса Трасунса и других земляков было создано Петербургское латышское музыкальное общество, то К. Скринда регулярно ездил из Минска на его собрания.
Карьера К. Скринды развивалась успешно: в 1904 году он был назначен профессором и инспектором Санкт-Петербургской римско-католической духовной семинарии и покинул Минск. С 1908 года начинает выходить регулярное издание на латгальском языке – газета Drywa («Нива»), главным редактором является К. Скринда. «У нас, латгальских латышей, единственный путь, при помощи которого мы можем просветить народ, – это книги, газеты и разные статьи; короче говоря, напечатанное слово – это свет», – писал Казимир Скринда в 1910 году.
С началом Первой мировой войны Петербургское латышское музыкальное общество прекращает свою деятельность, создается общество помощи латышским беженцам, и его руководство берет на себя К. Скринда. Вместе с Язепом Ранцансом, Валерией Сейле и другими активистами он создает десятки школ и несколько интернатов. К. Скринда активно участвовал в созыве и работе Латгальского конгресса, работал во Временном земельном совете Латгалии, избранным Конгрессом. Летом 1917 года он переехал в Резекне, там некоторое время издавал газету Drywa под новым названием Jaunō Drywa – до ноября 1918 года. Бурные политические события, преследования со стороны большевиков вынудили К. Скринду бежать в Литву, там он служил викарием и пользовался большим уважением со стороны прихожан.
Во время эпидемии тифа в 1919 году, выполняя свои обязанности, священник заразился и в мае того же года умер. Антон Скринда – младший брат в семье, родился в 1881 году. Окончив Ликсненскую основную школу, как и Казимир, отправился учиться дальше в Санкт-Петербург. Гимназию окончил, опять же, как старший брат, с Похвальной грамотой, но дальше выбрал не духовное образование, а светское – стал студентом Петербургской военно-медицинской академии. В Петербурге А. Скринда быстро нашел единомышленников; в уже упомянутом латышском музыкальном обществе он организовал театральный кружок, который со своими спектаклями гастролировал по Латгалии, став в дальнейшем основой латгальского театра в Резекне. Отбором пьес и организацией постановок занимался сам Антон Скринда. Он также много писал и переводил, сотрудничал в разных изданиях и, конечно же, в Drywa Казимира Скринды. Случалось, заменял брата и на редакторском поприще. Большое значение имело осуществленное А. Скриндой в 1908 году издание грамматики (Latvīšu-latgalīšu gramatika).
Военно-медицинскую академию А. Скринда окончил в 1910 году: был вынужденный перерыв, связанный с отъездом в Швейцарию, где будущий военный врач, участвовавший в революции 1905 года, скрывался от царской полиции. Так как во время учебы он получал государственную стипендию, то должен был в течение трех лет, выражаясь языком недавней эпохи, «работать по распределению». «Распределили» молодого латыша в Сибирь: Канск, Березовка, Нижнеудинск – города и поселки сменяли друг друга. Везде А. Скринда много общался с сибирскими латышами; помимо врачебной практики, писал стихи, рассказы, записывал латгальские народные песни, сохранившиеся в его памяти и памяти жены. Многое из написанного печаталось в Drywa. Доктор Скринда не забывал распространять латышские издания среди латышей Сибири, всеми силами помогал не забыть родной язык, да и просто помогал чем мог.
В 1913 году А. Скринда вернулся в Латгалию, в 1914 году его призвали в армию. С фронта дважды приезжал на родину, участвовал в подготовительной работе Латгальского конгресса. Планов было много, но судьба распорядилась по-иному: в 1918 году в возрасте 36 лет Антон Скринда умер от тяжелой болезни, полученной в годы войны.
Бенедикт Скринда родился в 1868 году. Помогал отцу в крестьянской работе, в совершенстве овладел ремеслом каменщика. После окончания школы много занимался самообразованием, и примером ему стали младшие братья. В 1899 году экстерном сдал экзамены за курс гимназии, в этом же году поступил в Санкт-Петербургскую римско-католическую духовную семинарию. В тот момент Б. Скринде был 31 год. После семинарии служил в разных приходах, но с 1906 года обосновался в Латгалии. В 1919 году большевики вынесли Б. Скринде смертный приговор, основная «вина» священника заключалась в том, что он был родным братом издателя Drywa Казимира Скринды. В течение четырех месяцев пришлось скрываться.
В дальнейшем Б. Скринда стал членом Марианского монашеского ордена, возобновил его деятельность в 1924 году в Вилянах, где для марианцев был расширен старый монастырь. Старший брат на много лет пережил младших: уцелел в годы немецкой оккупации, а в 1947 году, когда коммунисты велели монахам-марианцам покинуть монастырь и стали снимать кресты, Бенедикт Скринда попытался защитить крест, за что и поплатился – его сбросили с лестницы. Вскоре после этого он заболел и умер.
Имя братьев Скринда носят Аташиенская средняя школа (Крустпилсский край) и улица в Резекне.