Обратите внимание: материал опубликован более чем два года назад

Илона Кангизере: «Индра - это тоже Европа»3

Илона Кангизере: «Индра - это тоже Европа»

Рассказ о европейском мироощущении на восточной границе Евросоюза

 

С мая этого года под эгидой Латгальского региона планирования действует Южнолатгальский центр Europe Direct. Для того чтобы расширить знания населения Латгалии о Европейском Союзе (ЕС) и познакомить с представителями Латгалии в различных областях, Центр Europe Direct в сотрудничестве с Vietējā Latgales Avīze представляет цикл статей «Европейские следы латгальцев».

 

На этот раз героиня - Илона Кангизере, управляющая Музеем счастья в Индре (Краславский край). В самом начале разговора она подчеркнула:

 

 

«Когда мне было 18 лет, я смогла проголосовать за выход Латвии из состава Советского Союза. Это был последний раз, когда голосовала по советскому паспорту. Именно тогда я почувствовала, что нахожусь в Европе и больше не имею никакой связи со страной, где подавляется воля людей, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д. И совсем другое дело в Европе - здесь отстаивают свободу каждого человека говорить то, что он думает, учиться в выбранном им университете или заниматься любимой работой».

 

Илона родилась в Индре, любит это место, своих родителей, свой дом и людей – сениоров, занимающихся в танцевальном коллективе, тех, кто состоит в обществе Laimīgi Indrā, работников культуры и т. д. Именно поэтому она предлагает нам взглянуть на Индру свежим, современным взглядом. Есть школа, муниципальные учреждения, все они поддерживают европейское образование и культуру. Она гордится тем, что в Индрской волости при поддержке ЕС реализуются проекты, строятся дороги, отапливаются здания и т. д. Важно чувствовать себя одновременно латышкой и европейкой, считает Илона, и признается:

 

«При этом часть местного населения физически живет в Индре, в Латвии, то есть в ЕС, но взгляд их все равно обращен на Восток - Беларусь или Россию.

 

Я сама это очень сильно почувствовала после пикета поддержки - живой цепи вдоль латвийско-белорусской границы в Пиедруе, организованной Юрисом Вилюмсом три года назад 23 августа. Участие в этой акции принимала и я. Некоторые люди, которые любят Путина или Лукашенко, больше не хотят со мной общаться или делают это грубо - только потому, что я отстаиваю право белорусов жить в свободной стране. Здесь, в Латвии, мы знаем, что такое свобода, как она важна для всех нас, потому что мы живем в свободной Латвии, в свободном ЕС. Поэтому для нас важно выступать за свободу белорусов и других угнетенных народов».

 

Она заметила, что дети и молодые люди Индры, родившиеся в восстановленном Латвийском государстве, чувствуют себя латышами и европейцами.

 

 

«Этому уже в 1990-х годах способствовал выбор родителей - оставить в Индре латышскую школу, а не школу меньшинства. В то время они подчеркивали, что дети должны знать латышский язык, но в семье говорить на родном языке. Родители понимали, что их ребенок родился в Латвии и что это его родина. Они также понимали, что их ребенок будет чувствовать себя полноценным человеком, гражданином Латвии и хозяином своей земли, принадлежащим своей стране и Европе, если будет знать латышский язык, латышскую культуру и обычаи, если у него будет современное образование. И выбор родителей был правильным.

 

Дети и молодежь Индры знают латышский и другие языки, участвуют в европейских проектах, ощущают все свободы, которые предлагает ЕС, в том числе свободу свободно путешествовать и выражать свою точку зрения», - говорит И. Кангизере.

 

 

Она пожелала жителям Латгалии почувствовать, пережить и понять, что мы - поляки, латгальцы, украинцы, русские, белорусы, евреи и т. д. - можем чувствовать себя латышами и европейцами в Латвии с пониманием того, что мы любим Латвию, а не отрицаем ее.