Длительная стрессовая ситуация, вызванная пандемией, сказалась на количестве людей, желающих вернуться в Латвию из-за границы: за третий год существования государственной программы реэмиграции только в Латгалию вернулось больше семей, чем за два предыдущих.
У многих ищущих пути возвращения на родину из-за локдауна развивается депрессия. По наблюдению координатора проекта реэмиграции Латгальского региона планирования Астриды Лещинской, в последнее время все больше людей, обращающихся за помощью, нуждаются именно в психологической поддержке.
Многих студентов, учившихся за границей, вернули в Латвию с началом пандемии. И они до сих пор находятся здесь, не зная, что их ждет, когда закончится изоляция, стоит ли им возвращаться к учебе или лучше остаться в Латвии и начинать что-то новое здесь. У них тоже наблюдается состояние неопределенности, растерянности.
Есть люди предпенсионного возраста, которые, проживая за границей, психологически устали и хотят вернутся на родину. А многие молодые люди разводятся, так как не выдерживают эмоционально. На фоне пандемии приходится сталкиваться с ситуациями самыми разными. Но они все сложнее в психологическом плане. Недавно обратились родители, просившие помощи для дочери, у которой за границей муж отобрал телефон, и она длительное время не может связаться с родственниками. А она там с маленьким ребенком, неизвестно как... Браки с гражданами других стран, в которых есть дети, очень уязвимы при разводе. Один из самых болезненных вопросов – с кем после развода останутся дети. Некоторые и рады бы вернуться, но боятся в этом случае потерять детей.
По словам, А. Лещинской, появилась и одна хорошая тенденция: все больше семей в Латгалию возвращаются с супругами – жителями Англии, которые и являются инициаторами переезда. После брексита они сталкиваются с рядом неудобств. К примеру, теперь нужно оформлять вид на жительство в ЛР. Но зато зеленая Латвия с ее лесами и просторами, тихими радостями – рыбной ловлей, сбором ягод и грибов – в глазах англичан настоящий рай!
В рамках проекта реэмиграции в Латгалию вернулось более 200 семей.