Обратите внимание: материал опубликован более чем четыре года назад

В Екабпилсе почтили память протопопа Аввакума

В Екабпилсе почтили память протопопа Аввакума
12 октября в Покровском храме Екабпилсской староверской общины (г. Екабпилс) состоялись духовно-исторические чтения, посвященные 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума.

Организатором мероприятия выступила Древлеправославная Поморская церковь Латвии в лице Рижской Гребенщиковской староверской общины и Екабпилсской староверской общины.

 

Была отслужена «памятная панихида по мученикам пустозерским». После чего прозвучали доклады и сообщения, посвященные памяти протопопа Аввакума. Исполнялись духовные стихи.

 

 

Протопоп Аввакум (1620-1682) – личность, несомненно, яркая. Ревностный священник, почитаемый в старообрядческой среде как священномученик и исповедник, не признававший компромиссов в духовных вопросах. За суровость характера и готовность «душу свою положить» за правое дело, его ненавидели враги и почитали последователи.

 

Отмечается, что в связи с эпидемией COVID-19 мероприятие в Екабпилсе было не столь многочисленным, как бы того хотелось. Тем не менее на нем присутствовали наставники многих староверских общин Латвии.

 

В общей сложности прозвучало семь докладов. Самым ярким из них наставник Малюткинско-Юдовской староверской общины о. Иоанн Жилко назвал доклад доктора исторических наук, потомственного старовера Азия Исаевича Иванова, который связал эпоху Смутного времени с Расколом, указав на предательскую роль династии Романовых.

 


Азий Исаевич Иванов

 

Примечательно, что Азий Исаевич ведет отсчет латвийскому староверию не с Раскола, а с появления христианства. Ведь вся Православная церковь до Раскола использовала староверческие обряды. И как полагает латвийский ученый, древнерусских христиан можно называть именно старообрядцами. А значит, первые старообрядческие храмы возникли на территории Латвии – в Кокнесе и Ерсике – еще до основания Риги епископом Альбертом.

 

В начале XVII в. в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Глубочайший кризис охватил все стороны жизни общества и поставил под вопрос само существование Русского государства.

 

«Смутное время», по мнению большинства дореволюционных и современных исследователей, началось с нелегитимного избрания Земским собором 1598 года Бориса Годунова и завершилось избирательным Земским собором 1613 года, который положил конец династическому кризису и дал начало династии Романовых. До Романовых русский народ и его элита были одной культуры, мировоззрения, мировосприятия и мироощущения. Люди ходили в одни церкви, ели одну пищу, думали и говорили на одном языке и т. д. Однако малая часть народа со временем отгородилось «европейской культурой», они даже говорили в большинстве своем не по-русски, да и думали тоже.

 

Немецкая, английская, французская культура стали для них всем, Париж и Лондон – мечтой жизни.

 

В Екабпилсе почтили память протопопа Аввакума

 

Произвел впечатление на присутствующих и доклад Елены Валентиновны Пахоленко, воспитанницы Гребенщиковского училища, которая показала важную роль матушек в защите веры на примере жены протопопа Аввакума Анастасии Марковны. Замечательно, что в истории России есть столь дивный и, наверное, недосягаемо-прекрасный образец идеальной жены и матери. Анастасия Марковна в тяжкие минуты воодушевляла своего страдальца-мужа на дальнейшие подвиги во имя старой веры русского народа. Она и детей воспитывала в духе учения своих отцов. К примеру, третий сын Аввакума, Афанасий, будучи еще мальчиком, не достигшим совершеннолетия, уже ревностно защищал старые обряды и на угрозы воеводы, что тот подвергнет его таким же наказаниям, какие несут его родители, ответствовал: «Силен Бог – не боюсь я».

 

«И действительно, есть за что поклониться этой представительнице XVII в. Ее муки, ее страдания, мало чем уступающие протопоповым, должны вызывать удивление и уважение у наших современников. А между тем об этой удивительной женщине совсем забыли. Помнят какую-нибудь графиню Наталью Борисовну Долгорукову, да жен декабристов, подвиги которых в том только и состояли, что они сопровождали мужей в ссылку и жили там с ними. Не испытывали они таких лишений, таких мучений, какие выпали на долю Марковны; не брели они, как Марковна, двадцать тысяч верст пешком, разбивая разутые ноги о камни, часто падая и не в состоянии подняться; между тем Долгоруковой и женами декабристов интересовались и поэты, и художники, и историки, а о бедной протопопице никто не помнит, нет даже и по сие время приличной ее биографии» («Правда старой веры», 1916 г.)

 

Организаторы духовно-исторических чтений сообщают, что мероприятие также было приурочено к 350-летию города Екабпилса.

 

Председатель думы Екабпилса Айвар Крапс в предоставленном ему слове делал акцент на том, что пока он у власти, в городе не будет никаких межрелигиозных и межэтнических конфликтов. Вместе с тем выражалось удовлетворение, что «все мы живем в толерантном государстве», что «Екабпилс тоже толерантен к своим жителям, поэтому люди могут свободно самовыражаться».