В поисках чудотворной иконы (ЧАСТЬ I)8
Сергей Черемисин, с которым автор этой статьи давно знакома, поставил своей целью отыскать утраченную некогда Якобштадтскую чудотворную икону Божьей Матери.
(Начало. Продолжение читайте здесь)
И существует большая вероятность того, что его неустанные поиски, наконец, увенчаются успехом.
С просьбой написать реальную историю Якобштадтского монастыря и чудотворного образа к Сергею Черемисину в свое время обратился наместник монастыря игумен Алексей (Камалтдинов †01.09.2015).
(Речь идет о Екабпилсском Свято-Духовом монастыре — мужском монастыре Даугавпилсской епархии ЛПЦ, расположенном в городе Екабпилс).
Согласно легенде…
Книга С. Черемисина под названием «Истории из жизни Якобштадтской иконы Божьей матери» вышла в 2018 году. Изданию этого поистине исследовательского труда предшествовала кропотливая и многолетняя работа его автора в различных российских архивах.
В связи с тем, что со времени своего основания и до конца XVIII века Якобштадтский монастырь находился в составе Белорусской и Могилевской епархии, С. Черемисин обратился за помощью в розыске документов к епископу Софронию, Могилевскому владыке. Благодаря его содействию помощь в сборе информации оказал настоятель Свято-Петро-Павловского храма-памятника Могилевской епархии протоиерей о. Георгий (Соколов), профессор, председатель комиссии по канонизации святых этой епархии. В присланной им книге «Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский» содержался материал о Якобштадтском Свято-Духовом монастыре, и что немаловажно, в ссылках указывались адреса фондов и архивных дел монастыря в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Сергей Черемисин теперь понимал, куда следует направлять запросы. В ответ приходили материалы. Помощь также оказывали иеромонахи монастырей, музейщики.
«Древняя чудотворная Якобштадтская икона Божьей Матери имела небольшой размер — всего 24,75х18 см — и была вставлена в большую икону с изображением вверху Господа Саваофа и двух ангелов, держащих икону Божьей Матери с младенцем Господом Иисусом Христом, на фоне Свято-Духова монастыря, — сообщает автор книги. — В монастыре (г. Екабпилс) хранится копия Якобштадтской иконы, написанная в конце XX века художником П. Зыковым.
Согласно легенде, 6 марта 326 года Святая Елена получила икону в дар от верующих Иерусалима и привезла в Константинополь. Спустя пять веков из Константинополя икона попала в Россию, куда ее доставил великий Галицко-Волынский князь Лев I Данилович. Когда монголо-татары, вторгшиеся на Русь, осадили Белзкий замок князя, икону вынесли из храма и поставили на городской стене. Завоеватели осыпали замок стрелами, одна из них попала в лик Богоматери, и из этого места потекла кровь. В тот же миг на монголо-татар опустилась мгла, они стали массово умирать, в результате осада с замка была снята.
В конце XIII века князь Лев I Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западнорусских земель, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. С этого момента икона получает название Ченстоховская».
Потекла кровь…
Архивных сведений о явлении Якобштадтской иконы Сергей Черемисин не обнаружил. «Единственный литературный источник, указывающий о ее чудесном явлении — предание, записанное настоятелем Якобштадтского Свято-Духова храма священником о. Николаем Васильевым — книга «Древний Свято-Духовский храм в городе Якобшадте Курляндской губернии».
Согласно преданию, явление иконы Божьей Матери произошло во время сражения с участием шведских войск.
Сергей Черемисин отмечает, что Яков Гудынский — реальная историческая личность. «Судя по фамилии, которая имеет явно славянское происхождение, он не саксонец, а русский. В Смоленской области России в Ельнинском районе есть деревня Ивано-Гудино. Вполне возможно, что наш герой — выходец из того места, воин из формирования великого гетмана литовского — Казимира Сапеги».
В документах РГИА Черемисин обнаружил жалобу насельников монастыря в Святейший Правительствующий Синод (от 15 января 1726 года) на притеснения и гонения от униатов: «…да населилося множество унеятов и католиков церкву нашу благочестивую Святителя Христова Чудотворца Николая в 1690 году от нас насилством взяли, а наши прихожане между своими домами выбравши место малую церковь и монастырь при ней состроили, которая и доныне стояла, а в 1708 году блаженные памяти фелт-маршал Борис Петрович (Шереметьев. — Прим. авт.), видя стеснения монастыря прикупил земли на монастырь наш, на которой земли церковь Бощжия (Свято-Духова — Прим. авт.) новая пожалования блаженныя памяти Его Императорского величества (император Петр I. — Прим. авт.) состроилась и ныне в 720 году построили и посвятили, обаченасиля и утеснения не престают…» Эту жалобу в числе других подписали: Иеромонах Амвросий Оловяшко – строитель монастыря сошествия Святого Духа места якубова з братиею и Яакуб Гудинский староста Сошествия церкви Святого духа».
Пожалована Петром I
«Георгиевская церковь располагалась примерно в двух с половиной километрах от центра древнего Якубштадта (Екабпилс) и территориально не входила в черту города, — пишет Черемисин. — Православная церковь в Курляндии в то время могла быть построена только по воле одного человека. Единственным лицом, имеющим власть строить церкви и крепости во время Рижского похода, был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (на снимке). Во время Рижского похода 1656–1658 гг. Афанасий Лаврентьевич был правой рукой царя Алексея Михайловича, имел большие права и полномочия».
По имеющимся сведениям, Георгиевская церковь просуществовала не менее 100 лет.
«В условиях постоянных гонений и стеснений со стороны униатов огромное утешение и поддержку для братии монастыря и православных прихожан давало присутствие чудотворной иконы Божьей Матери. В защиту православия выступал игумен Кирилл (Козловский), бывший настоятелем монастыря в 1755–1775 гг. При поддержке Святителя Георгия Конисского игумен Кирилл через суд добился восстановления попранных прав монастыря и всех православных жителей Якубштадта.
Из донесения епископа Белорусского Иеронима в Святой правительствующий синод от 1 марта 1753 года со сведениями о Якобштадтском монастыре сообщено, что монастырь издревле приписан к Полоцкому Богоявленскому монастырю, в монастыре церковь, построенная (отремонтированная. — Прим авт.) восемь лет назад коштом витебского купца Михаила Раткевича. Сюда после ремонта была перенесена из Георгиевской церкви чудотворная икона и с тех пор стала именоваться Якубштадтской, а с начала XIX века, после вхождения Курляндии в состав России — Якобштадтской».
Автор книги о Якобштадтской иконе напоминает, что церковь Святого Духа была пожалована монастырю русским императором Петром I в 1719 году и прибыла в Якубштадт сплавом по Двине из Полоцка.
«С 1704 по 1745 год, в течение 41 года, чудотворная икона пребывала в Георгиевской церкви. С 1745 по 1853 год, в течение ста восьми лет, икона находилась в Свято-Духовской церкви. 23 февраля 1853 года в Свято-Духовской церкви по причине ее ветхости богослужения прекратились, и чудотворную икону Божьей Матери перенесли в Никольскую церковь. В ней Якобштадтская икона пребывала 31 год — по 1884 год».
Продолжение следует.