Пасечники изобретают способы защиты от медведей2
Любовь медведей к меду не выдумка! Сладкий продукт пчелиного производства для косолапых – вкуснейшее лакомство, ради которого они готовы взбираться на высокие деревья и засовывать лапы в ульи, латгальские в том числе. В результате пасечники терпят немалые убытки.
Взять хотя бы Балвский край (северная Латгалия), где медведь сломал ульи, погибли пчелиные семьи. Уже два года подряд медведей влекут пасеки в Мадонском крае,а значит, зимуют они где-то поблизости. Чаще всего свои медовые вылазки эти животные совершают поздним вечером или ночью, когда пчелы уже не летают. На одной пасеке, по рассказу пчеловода Сандриса Акманиса, медведь может провести 2-4 часа.
Происходит это так: медведь забирает рамочку, отходит на 20-50 метров, съедает, после чего приходит за следующей, потом за следующей… Один разрушенный улей и погибшая пчелиная семья – это 200-300 евро убытка. Правда, в Латвии действуют правила Кабмина: если медведи уничтожают пчел, пчеловод вправе претендовать на компенсацию. На деле наши пчеловоды еще не «удостоились» компенсации за прошлый год. Отстаивать свои пасеки от нашествия медведей приходится за свой счет, тут никакой помощи не полагается – спасайся как можешь. При этом охотиться на медведей в Латвии запрещено, они занесены в Красную книгу. Между тем этих хищников-сладкоежек в стране с каждым годом становится все больше. Медведи мигрируют к нам из России и Эстонии. Специалисты считают, что в стране, по приблизительным оценкам, сейчас могут обитать от 60 до 100 медведей. Косолапых Потапов Потаповичей видели в окрестностях Валмиеры, Руйены, Мазсалацы, под Алуксне, Алое, Балви, в Наукшенском крае. И даже в окрестностях Сигулды, Огре и Яунелгавы, Отсюда вывод: медведям понравились здешние природные условия, устраивает и кормовая база. По словам охотников приграничного латвийского городка Валки, прирост численности медведей на севере Латвии объясняется миграцией животных из Эстонии.
Государственное сочувствие
Само название животного – «медведь» – означает «ведающий медом». Есть мнение, что употреблять мед люди начали, обратив внимание на то, что его едят медведи. От природы у косолапых плохо развиты слух и зрение, однако на свое обоняние медведи никогда не жаловались. Стоит мишке учуять запах меда, он обязательно доберется до пчелиной семьи. Молодые особи, способные хорошо лазить по деревьям, часто подбираются к гнезду диких пчел и лапой разрушают его. В данном случае не важно, как высоко это гнездо расположено. Животные поедают не только мед, но также соты и личинки насекомых. Густая шерсть служит медведям хорошей защитой от укусов обитателей пчелиного гнезда. Единственное чувствительное место у них – это нос.
Латвийские пчеловоды хотят, чтобы государство оказало им помощь в приобретении эффективных средств защиты от медведей – электрических отпугивателей.
Кстати, компенсацию от государства за разоренные медведем ульи получить можно только в случае, если их не менее шести. Если медведь остановился на четырех, то компенсации не предусматривается. А вот в Эстонии за утрату четырех пчелиных роев пасечнику не так давно выплатили 1500 евро компенсации. В Финляндии за погибший рой платят по тысяче евро. Конечно, тут одного заявления недостаточно, приезжает комиссия, изучает, фотографирует, составляет акт, в итоге на счет владельца пасеки поступают деньги. Латвийским пасечникам такое государственное сочувствие пока только снится.
Способы борьбы
Медведи досаждают и владельцам крестьянских хозяйств в Алойском крае (Видземе), о чем сообщало Latvijas Radio. Чтобы спасти свою пасеку с «привитыми, фирменными пчеломатками» от медвежьих лап, владелец хозяйства Krogdambji поставил на службу электропастуха – ограждение ульев, через которое пропущен ток. В итоге все ульи пока целы. В то же время способность электропастуха оградить пчел от нападения пчеловоды оценивают скептически. Мол, для медведя это – не великая преграда: животное, покрытое мехом, рискует получить удар током, только если ткнется в заграждение носом. Еще в борьбе с медведями некоторые латвийские пасечники, по совету охотников, применяют динамитные заряды, «петардочки», которые надо положить на бетон и ударить по ним – на запах пороха медведь не пойдет.
В мае прошлого года Инара Валька, жительница Мадонского края, увидела на дороге, в 150 метрах от дома, следы огромных медвежьих лап. Женщина занимается пчеловодством. Медвежьи следы свидетельствовали, что зверь пришел со стороны луга, побродил немного по дороге, и удалился в ближний лес. Когда женщина измерила медвежий след, оказалось, что он такой же длины, как ее обувь 39 размера, только в два раза шире.
Был случай, когда в Алуксненском крае медведь повредил забор на латвийско-российской границе. Судя по фото, сделанным пограничниками со стороны Латвии, медведь хотел прорваться в Россию.
Не кормите медведей!
Медведи воспринимают человека как опасность и стараются обходить стороной. Не было еще случая, чтобы медведь в Латвии напал на грибника. Эксперты советуют: если встретите медведя в лесу, убегать не надо, это может спровоцировать зверя, и он погонится. Лучше тихо уйти.
В марте этого года охотники во время загонной охоты столкнулись с медведем в лесах неподалеку от Кегумской ГЭС. На вид, как отмечается, зверю не менее 4 лет, и весит он от 150 кг и более. (Latvijas avīze). Охоту в тот день пришлось прекратить. Между тем охотники обращают внимание на тревожный факт: зверь не испугался людей, это заставляет думать, что «медведь в наших широтах живет продолжительное время, привык к шуму и людям». Так что для грибников и любителей лесных прогулок вероятность встречи с медведем сегодня «очень реальна». Это серьезная проблема, о которой раньше не задумывались.
Жители Латвии все чаще выкладывают в соцсетях видео с медведями. На одном из них человек кормит медведя с вышки, что категорически делать нельзя («Латвияс авизе», 2019). Ведущий исследователь Латвийского института изучения леса Silava Янис Озолиньш утверждает: медведи быстро привыкают к тому, что их кормят, после чего начинают искать такую возможность. Если кто-то однажды сбросил еду с вышки, медведь пойдет и к другим лесным вышкам в поисках пищи.
Эксперты поясняют, что животные направляются на пасеки, когда им не хватает дикорастущих растений, при низком урожае рябины и малины, быстром усыхании дягиля и т. д. Если они один раз попробуют мед на пасеке, то отучить их от регулярных посещений достаточно трудно. Если пасека расположена в местах обитания медведей, одним из эффективных способов защиты может стать забор из металлической сетки или листового железа. Высота такого заграждения должна быть не менее 2,5-3 м. Также медведи не любят шума. Поэтому на забор знатоки вешают жестяные банки с камешками внутри или другие приспособления, издающие звуки. Можно также повесить специальные устройства аварийной сигнализации. Однако, выбирая способ защиты помните, что бурый медведь занесен в Красную книгу.