В Латгалии люди продают свои хутора, спасаясь от ядовитого «Раундапа» (III)2
14 мая стало известно, что компания Monsanto, выпускающая генномодифицированные семена и гербициды, проиграла очередной судебный процесс в США по иску с обвинениями в развитии онкологических заболеваний у людей при использовании ее продукции.
На этот раз суд присяжных округа Аламеда (Калифорния) вынес вердикт в пользу Элвы и Альберты Пиллиод, обвинивших Monsanto в том, что производитель гербицида Roundup не предупредил потребителей о рисках возникновения раковых заболеваний при применении данной продукции в сельском хозяйстве. Присяжные обязали Monsanto выплатить супругам, обвинившим компанию в том, что из-за использования ее продукции у них развилась лимфома, штраф в размере $2 млрд и возместить убытки в размере $55 млн. Представлявшие интересы супружеской пары Пиллиод адвокаты заявили, что решение суда является «историческим».
Все это очень интересно и замечательно, но как бороться с промышленным монстром тем, у кого нет миллионов?... Проще хутор продать.
В американской прессе порой выражается мнение, что к неудачам Monsanto может быть причастен Дональд Трамп. Пишут также о связях этой корпорации с Хиллари Клинтон. Якобы один из ее соратников, Д. Крофорд, ранее был известен как лоббист Monsanto. Сообщают, что в период, когда Клинтон вела юридическую практику в Арканзасе, она выступала в качестве адвоката на стороне «Монсанто» и других агропромышленных гигантов. И «Монсанто», и ГМО корпорация «Доу кэмикал» делали весомые пожертвования в фонды Клинтон. Так что компании Bayer в этот раз не стоит ждать защиты от Белого дома, там уже решили, что умерла, так умерла, и пусть немцы оплатят грехи американцев — они богатые…. (ru an info). Одним словом, корпорации предрекают незавидные перспективы. А ведь еще недавно казалось, что в Европе у производителей глифосатов все схвачено. Среди немногих мест, где «Монсанто» (теперь Bayer) сегодня чувствует себя особенно хорошо, Россия. В обмен на дружбу немецкая компания согласилась передать этой стране технологии селекции семян и прочее. Россия получит молекулярные средства селекции кукурузы, рапса, пшеницы, сои и отдельные гермоплазмы (коллекции генетического материала) этих культур, а также овощей: томатов, огурцов и капусты. Bayer будет содействовать и созданию в России научно-учебного центра биотехнологий растений в «Сколково». Обучение пройдут около 1000 российских специалистов. «И это вместо того, чтобы возрождать свои селекционные центры!», возмущаются противники такого содружества. Лоббисты «Монсанто» также пытались протащить разрешение на посадку ГМО семян, но получили отказ от российских ученых. Был даже принят специальный указ Президента, запрещающий высев ГМО семян. Тогда «Монсанто» зашла с другой стороны, положив глаз на уникальную коллекцию Василова. Одновременно популяризовался «Раундап», к которому в РФ отнеслись благосклонно.
В Латвии, как мы убедились, купить «Раундап» не проблема -- предложения и в специализированных магазинах, и в Интернете. Но вырисовывается еще одна «раундаповая» проблема.
Оказалось, что собранное с полей зерно порой содержит в себе ядовитый химикат. Происходит это, если препарат используют перед сбором урожая. Цель фермеров – снизить содержание влаги в зерне. На это указывал директор Института органического синтеза Иварс Калвиньш:
«Глифосат попадает на оболочку зерна, мука становится горькой, а продукт — не «зеленым» и полезным, а содержащим химическое вещество, которое не является пищевым продуктом».
Со слов ученого, при массовом применении препарата таким способом мы и вовсе можем остаться без урожая. К тому же, по обоснованию Калвиньша, глифосат принуждает нас употреблять генетически модифицированные сельскохозяйственные растения. Чтобы Roundup не стал пожирающим все монстром, на сельхозрынок выводятся генномодифицированные семена кукурузы и сои, устойчивые к действию гербицида. И встает вопрос: как выжить при такой действительности? Ведь если «Раундап» уже проложил к нам дорожку, то где гарантия, что завтра не откроют двери для ГМО?
PS. В 2018 году Россельхознадзор вернул в Латвию 25 железнодорожных вагонов, груженных соевым шротом. В продукте, произведенным в Бразилии, были выявлены не заявленные в документах генно-модифицированные линии сои. Доставку шрота в Россию осуществляло латвийское предприятие «Компас Транзит».