Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

«Готовый крем» наводит на размышления

«Готовый крем» наводит на размышления
Согласитесь, порой создается впечатление, что современная пищевая промышленность больше напоминает химическую, -- продукты, знакомые многим с детства, сегодня предстают совершенно в другом виде, порой просто отталкивающем.

Так, наши читатели критикуют «Молоко сгущенное с какао» производства Нидерландов, которое позиционируется в качестве готового крема. При том, что в составе продукта, казалось бы, нет ничего криминального, выглядит он несъедобным.

 

«Я открыла банку и сразу позвонила вам, потому что считаю, зря потратила деньги, хоть и в рамках акции. Вид того, что обнаружилось в банке, отвратительный, содержимое напоминает загустевшую коричневую краску. Впечатление, что продукт надо разбавить ацетоном и красить дощатые полы. Куда делось какао со сгущенным молоком, которое можно было и на хлеб намазать, и в кружке развести с горячей водой? В обоих случаях было вкусно. А в настоящее время нас кормят дрянью… Я не могу предложить такой «готовый крем» своим детям, потому что опасаюсь за их здоровье. И что делать, бежать жаловаться в ПВС?... » -- возмущается Нина, подкрепляя свое мнение фотографией обозначенного выше продукта под маркой Steinhauer.

 

На банке, сфотографированной покупательницей со всех сторон, на первый взгляд мало что говорит о качестве ее содержимого. Цитируем скупую информацию с этикетки:

 

«Молоко –51%, сахар -- 46%, какао-порошок с низким добавлением растительных жиров – 3%.. Может содержать сою». И все. Да, еще срок годности, он нормальный – до 2019 года.

 

Тем не менее, возникают вопросы.

 

Во-первых, не уточняется, какое именно молоко. Сегодня не все молоко коровье. Почему не написано «молоко цельное сгущенное с сахаром»? Получается некое неизвестное для покупателя молоко. Характеристику сахара пропускаем, хотя нынче и сахар бывает разным. Больше вопросов к жирам, происхождение которых этикетка также держит в секрете. Упомянутая на ней соя, которая, судя по информации, то ли есть, то ли нет, также наводит на размышления. Например, о сое генномодифицированной.

 

Из телефонного разговора «СейЧас» с продуктовым инспектором Продовольственно-ветеринарной службы следовало, что покупатели могут сообщать о своих недовольствах качеством продуктов в ПВС (PVD). Но, если вы принесете открытую упаковку с непонравившимся по каким-то критериям продуктом, его анализом никто заниматься не будет.

 

«Другое дело, что в ПВС можно написать заявление соответствующего содержания, на основании которого в магазин, где был куплен тот или иной продукт, нагрянет проверка. В первую очередь специалист ПВС проверит все необходимые на него документы, информацию с этикетки, срок хранения, сертификаты и прочее. «При возникновении подозрений будет взят анализ продукта…», -- заверяла инспектор.

 

А мы укажем еще на один нюанс. Нина покупала «Молоко сгущенное с какао» по акции, уточнялось, что баночка (397 гр) обошлась ей чуть-чуть больше евро. А теперь подумайте, может ли нынче натуральный продукт стоить так дешево? Давно уже нельзя равняться на 55 копеек за банку сгущенки. Какао в конце прошлого века стоило чуть дороже. Сегодня все натуральное в цене, дешевеет только поддельное! И то, если производителям не удалось его выдать за натуральное. Следует помнить и о том, что купленный в разных странах ЕС товар одного и того же бренда может отличаться по составу ингредиентов. Евродепутат от Латвии Инесе Вайдере признает: это дискриминирует потребителей, но что для нас с вами меняется? Тем более ПВС Латвии утверждает: различия есть, но они незначительные (маркировки продуктов и их состав сравнивали по программе «Двойные стандарты», 2017).

 

Отмечая позицию нашей страны в рамках темы, ответственный за вопросы здравоохранения и безопасности продуктов питания еврокомиссар В. П. Андрюкайтис удивляется: «Эти проблемы есть в Германии, в Бельгии, как ни странно. Латвия сказала, что у них все хорошо. Почему латвийцы не нашли проблем? Может быть, их методика исследований была иной, нежели в Литве, но латвийцы сказали, что у них нет проблем». Например, сравнение популярного суфле Grabower показало: в Латвии в составе какао в глазури продукта указаны растительные жиры, например, пальмовое масло, а в Германии глазурь изготовлена из шоколада, в состав которого входят масло какао и масса какао. Этот и другие примеры приводил генеральный директор службы ПВС Марис Балодис (Delfi).

 

Согласно действующему законодательству, если продукте не содержит неразрешенные ингредиенты, и все они отражены в маркировке, продукт можно продавать на рынке. Теперь исследовательский центр ЕК выясняет, почему производители предлагают одни и те же продукты из разного сырья. Задача, надо полагать, «неразрешимая».

 

Объективности ради, еврокомиссар Андрюкайтис указывал и на то, что когда страны - члены представили анализ. Он показал: проблемы обнаруживаются во всем Евросоюзе, «объективных данных о том, что такой дискриминации подвергаются только страны Восточной и Центральной Европы, нет». Офис еврокомиссара выпустил даже специальный пресс-релиз, в котором призвал национальные европейские правительства соблюдать законы ЕС, обязывающие производителей предоставлять потребителям правдивую исчерпывающую информацию о продуктах и их составе и запрещающие недобросовестный маркетинг.

 

Между тем, литовская государственная ПВС из 33 проверенных товаров в 23 нашла отличия по составу. Ее директор Дарюс Ремейка подчеркивал: служба готова проверить и больше продуктов, но хочет дождаться общей методологии исследований для всех стран ЕС.

 

Круглосуточный телефон доверия ПВС: 670 27402 (автоответчик), домашняя страничка ПВС http://www.zm.gov.lv. Южно-Латгальское управление ПВС контролирует территории Даугавпилса и края, Илуксте, Краславы, Дагды, Прейли, Ливан, Варкавы, Аглоны и Риебиньского края. Связаться с управлением можно по тел. 65435082 (Даугавпилс, ул. Варшавас, 24; e-mail: Dienvidlatgale@pvd.gov.lv).