Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Михаил Пупиньш: «Латгалия для удодов – это латвийская Африка»1

Михаил Пупиньш: «Латгалия для удодов – это латвийская Африка»
Весна ассоциируется с перелетными птицами, в том числе с удодами, на охрану которых в 2014 году Министерство обороны Латвии собиралось потратить 1,5 млн евро в рамках экологической программы «Птицы в Адажи». 

Однако вскоре силовое ведомство заявило, что все обстоит не совсем так, как сообщалось СМИ. Директор Департамента планирования ресурсов Министерства обороны Г. Кейша давала уточнение: проект «Птицы в Адажи» всего лишь софинансируется Министерством обороны, большую же часть всех расходов покрывает Министерство охраны окружающей среды и фонд ЕС. 

 

Удоды и оборона страны

 

Как вообще удоды сообразуются с обороной страны – удивится кто-то. Дело в том, что проект реализовался в месте расположения военного полигона, принадлежащего Министерству обороны. «Министерство обороны финансирует хорошо если 10%, и то эти средства связаны с улучшением полигона за счет этого проекта. Соответственно, получается, что мы являемся исполнителями проекта только потому, что эта территория принадлежит Министерству обороны», – объясняла Кейша (Baltkom). Получалось, удоды, сами того не подозревая, явились сподвижниками оборонного дела! Кстати, и до этого указанное министерство участвовало в финансировании многотысячного проекта по охране редких птиц на Адажском полигоне. Тогда насчитали 16 пар удодов и внедрили 15 новейших скворечников. Министерство обороны вообще за сохранение и приумножение биологического разнообразия на территории полигона, что, правда, не совсем вяжется с проходящими в его пределах военными учениями, но министерству, конечно, виднее. 

 

Изучение удодов в Латвии ведется с 2006 года. В 2013 году в сотрудничестве со Швейцарским институтом орнитологии на 19 латвийских удодов были надеты геолокаторы, регистрирующие маршрут их перемещения. В 2014-м этих птиц ловили с целью выяснения, где именно они перезимовали и по какому маршруту состоялась зимовка. 

 

Временный постоялец

 

Об одном таком перелетном удоде рассказал директор Латгальского зоосада Михаил Пупиньш. 

 

– Этот удод оказался в беспомощной ситуации. Прошлой осенью горожане нашли его с поврежденным крылом, поэтому птица и не могла улететь в теплые края. Кстати, удоды, помимо своей яркой запоминающейся внешности, отличаются и особенностью полета. В полете они напоминают порхающих гигантских бабочек, при этом удод может допорхать и до Африки. Эти птицы имеют слегка изогнутый клюв, с его помощью они ловко подхватывают насекомых и прочую мелкую живность вроде слизней. Удода, которого к нам принесли, сначала осмотрел энтомолог зоосада. У птицы отвисало крыло (скрытое повреждение), возможно, травма связывалась с перелетом, виновницей могла стать и кошка. Зоопарк вправе принимать к себе животное из природы только в случае, если оно находится в беспомощном положении. Но и в таких ситуациях необходимо разрешение от Управления среды. Удоду в зоосаде было хорошо, правда, поначалу птица отказывалась принимать пищу, но вскоре наши туркменские тараканы пришлись по вкусу экзотическому постояльцу, и дело пошло на поправку! В марте текущего года к нам в рамках служебного визита прибыли представители Рижского зоопарка. Удод к этому времени еще только пробовал летать, и на волю его выпускать было опасно. Рижане удоду обрадовались и с удовольствием забрали с собой. Так наш удод обрел еще один дом…и даугавпилчане смогут встретиться с ним в Рижском зоопарке. 

 

Латвийская Африка…

 

Михаил рассказал и о том, что время от времени, он наблюдает удодов «на секретной черепашьей базе зоосада» в Калкунах. 

 

Удоды отличаются большой пугливостью, позировать по примеру голубей не будут, взмах крыльями – и их уже нет! Тем не менее несколько фотографий удодов на своем крыльце Михаил сделал на телефон через стекло закрытой двери, что явилось доказательством –удоды Латгалию стороной не обходят, вернее, не облетают. Вокруг черепашьей базы слышны и их песни – это, конечно, не соловьиные трели, скорее характерные выкрики «уд-уд-уд», за что птица и получила свое наименование. Среди заметных признаков удода – неприятный запах. По наблюдениям орнитологов, у птенцов удода и у самок в период высиживания яиц копчиковая железа вырабатывает особую черно-коричневую жидкость. В момент опасности птица может выпустить во врага струю этой жидкости, смешанной к тому же с пометом. Этой меры хватает, чтобы отпугнуть покушающуюся на гнездо кошку или иного зверья. Предполагают, что из-за характерного запаха удод попал в число птиц, которых запрещалось употреблять в пищу правоверным иудеям. Еще одна причина того, что удода объявили некошерным, – тяга птицы к навозу. 

 

Свой знаменитый хохолок удоды то сворачивают, то разворачивают. По земле удод вышагивает уверенно и важно. Во время перелета удоды могут подниматься на большие высоты, преодолевая Гималайские горы. Участники одной из экспедиций, покорявших Эверест, заметили удодов на высоте 6400 метров.

 

«Латгалия для удодов – это латвийская Африка, – говорит М. Пупиньш. – Здесь, в самой южной точке страны, не так развита сельскохозяйственная деятельность, как на остальной территории Латвии. Сохранилось немало уголков, где редкие животные могут размножаться. Мозаичный ландшафт – возвышенности, овраги, низины, поля – позволяют соседствовать различным экосистемам. К тому же мы граничим с Литвой, Беларусью, Россией, к нам заходят животные из этих стран – свободной миграции ничто не препятствует. Пограничники тут не указ…» – замечает ученый. 

 

В заключение нашей беседы Михаил напомнил о проходящем в настоящее время периоде гнездования птиц: «Каждый год по весне, вплоть до середины июня, мне звонят люди, чтобы рассказать, как они, гуляя в лесу или по парку, нашли птенца. После чего обычно следует вопрос: "А что теперь с ним делать?" Прошлой весной мужчина эмоционально посвящал меня в то, как они с женой нашли беспомощного птенца – ловили его минут сорок, и, наконец, поймали! Ребята, в лесу никого нельзя просто так найти! Лес – дом для зверей и птиц. Это все равно как найти ребенка в его собственной квартире. Вы не находите в лесу птенцов, вы крадете их из мест естественного обитания. Птенец обычно не один в лесу, где-то рядом его родители, братья и сестры. И вот вы приносите птенчика домой, тем самым обрекая бедолагу на гибель. Конец весны – начало лета характеризуется слетками, т. е. молодняк сам покидает гнездо или дупло, планируя на землю. Это первый шаг птицы к самостоятельной жизни, она тренирует крылья. В это время родители еще кормят птенцов, находят их в траве. Пожалуйста, не берите их в руки, для пернатых большой стресс. 

 

Пройдет каких-нибудь полтора–два месяца, и на улицах около зоосада можно будет наблюдать множество птенцов чаек, эти птицы гнездятся неподалеку. Птенцы просто идут по городу, нередко их давят машины, бывает, малыши погибают в цепких кошачьих лапах. На открытой местности молодняк более уязвим. Если такой птенец оказался на проезжей части, его стоит отогнать с дороги или отнести в траву, в ближайшие кусты. Особо в городе страдают птенцы семейства врановых. Да, выживут не все, для какого-то хищника птенец станет обедом. В природе так устроено, и не нам менять ее законы. Не надо ловить таких птенцов, нести их домой и т. д. Однако все сказанное не относится к встреченным в городе экзотическим птицам (попугаям, канарейкам, страусам и т. д.), которых необходимо изымать из природы. Такую птицу в обязательном порядке следует показать ветеринару и сообщить о ее находке в зоосад.