Даугавпилсский Кулибин2
19 марта Федор Меркурьевич Коломажников отметил свой 90-летний юбилей. Когда слушаешь его рассказ о собственной жизни, хочется снять документальный фильм и распространить его по миру. Чтобы молодое поколение узнало и вдохновилось бытовыми подвигами этого разносторонне развитого, живо интересующегося буквально всем происходящим вокруг него человека. Сегодня любимое хобби Федора Меркурьевича – изучать космос с помощью компьютера и Интернета. Любознательность – это явно его врожденное качество, ставшее движущей силой на протяжении всей его долгой и интересной жизни.
Восстановил сгоревший мотоцикл
Федор Коломажников родился в 1928 году в многодетной крестьянской семье, которая жила на хуторе в Скрудалиенской волости. У него три брата и две сестры, из которых к сегодняшнему дню в живых остались младшие сестра и брат.
Вторую мировую Федор пережил ребенком, поэтому ужасов того времени особо не помнит. Для него начало боевых действий ознаменовалось приказом сдать имевшийся в семье радиоприемник, которым он очень интересовался. «А слушать радио хотелось, – вспоминает Федор Меркурьевич. – Так что я стал конструировать приемники сам. Запитать ламповые приемники было негде, и в 1942 году я с помощью отца соорудил во дворе ветрогенератор. Тем самым обеспечили электричество и для освещения, и для моих приемников».
После того как он освоил радио, судьба подкинула еще одно занятное дельце. У соседей сгорел малопользованный мотоцикл, и они за символическую плату отдали его Коломажниковым. «Он весь был разобран: двигатель, коробка передач – всё до винтика. Были, по сути, только рама и колеса. Мой отец отливал ложки и чашки, а я отлил картер и клапанные коробки для моего мотоцикла. Попросил знакомого немца привезти карбюратор из Германии. Собрал аккумуляторы от приемников. В общем, восстановил мотоцикл и стал на нем ездить. Мне лет 13–14 тогда было. Но недолго я на нем покатался. Сосед как узнал, что мотоцикл снова на ходу, решил вернуть его себе…» – рассказывает наш собеседник.
Родители Федора были неграмотными. Да и у него учеба не складывалась. То война, то болезни. Вплоть до 30-летнего возраста Федора Коломажникова сопровождала бронхиальная астма. Свое детство он сам описывает так: «Недели две здоров – потом снова больной; часто возили в больницу на скорой». Кое-как он окончил первый, второй, третий, пятый класс. Потом его устроили в седьмой в городе. Он неделю походил на занятия и снова заболел. «И на этом мое образование закончилось», – подытоживает герой этой публикации.
Слесарь-изобретатель
В колхозное время Федор Коломажников немного поработал мотористом, потом устроился в Таборскую машинно-тракторную станцию. Позже работал на авторемонтном. Как сегодня он помнит первую встречу со своей супругой Геновефой. «Это был какой-то сабантуй, куда меня пригласили. Нас познакомили. Ну и все. С первого взгляда», – лаконично описывает он начало истории любви, которая недавно отметила бриллиантовую свадьбу – 60 лет в браке.
В 60-е годы молодые супруги жили в квартире без удобств в бывшей конюшне в Калкунах. Тогда строился завод Химволокна, и его сотрудникам давали благоустроенные квартиры. Федор Меркурьевич был вторым человеком, принятым на работу на ЗХВ. Он пошел работать слесарем в цех «Ширпотреб» и в этой должности так и проработал 33 года. Однако он не был рядовым слесарем, о чем свидетельствуют многочисленные бланки на его имя – «Удостоверение о рационализаторском предложении». Пока работал на заводе, Федор Коломажников внес около ста таких предложений, придумал несколько изобретений. В подтверждение показывает заметку о себе в заводской газете под заголовком «Слесарь-изобретатель». В тот раз он сконструировал механизированное устройство для резки пластиковых трубок, которую прежде производили вручную.
Во время работы на заводе началось его увлечение фотографией. Долголетний член фотоклуба Latgale, обладатель большого количества дипломов и грамот, Федор Коломажников и здесь был полным самоучкой. Игнорируя каноны классической фотографии, он снимал так, как видел. Больше всего среди его работ пейзажи. Любимое фото – «Ручеек в лесу», снятое в Погулянке, неподалеку от Черного озера. В его фотоисториях – строящийся Даугавпилс, исторические спидвейные и автомобильные гонки на стадионе «Локомотив», личности, внесшие особый вклад в становление города. Он до сих пор хранит все негативы и подтверждает готовность отдать свои фотографии внучке на оцифровку – чтобы передать запечатленные им кадры будущим поколениям в современном формате.
А теперь живет на Луне!
Помимо рацпредложений на заводе и увлечения фотографией, Федор Коломажников делал поделки из дерева, перебирал и собирал настенные часы и ремонтировал все, что придется. Принесут знакомые сломавшийся утюг – починит. Кто-то выбросил неработающий пылесос – а он повозится с ним пару часов, и пылесос стал помощником в быту!
Когда начинаешь восхищаться разносторонними интересами и умениями Федора Меркурьевича, он реагирует спокойно: «Приходилось в жизни все – все и делал». Не было мысли купить новую вещь взамен сломавшейся старой. Не было возможности заиметь все, что хотелось бы семье скромного работяги. Вот и крутился, ведомый где нуждой, а где природным любопытством.
У Федора и Геновефы Коломажниковых двое детей, четверо внуков и трое правнуков. Один из их сыновей, Евгений Коломажников, был известным в нашем городе ювелиром, фотографом, художником, строителем телескопов. О нем в Интернете есть документальный фильм «Коломажников из рода Коломажниковых». К сожалению, он умер в возрасте 53 лет от инсульта.
Федор Меркурьевич уверен, что изобретательность и многогранные таланты откроют в себе и другие его потомки. Сам он только год назад перестал ремонтировать часы. Теперь, как смеется его супруга, «живет на Луне» – частенько сидит за компьютером, изучая планеты нашей Вселенной. В его 90 у Федора Меркурьевича трезвый разум, хорошая память и неугасающий огонек в глазах. Ему есть что вспомнить и что рассказать. Он вдохновляет и воодушевляет. Он – представитель поколения созидателей, а не потребителей. И последнему точно есть чему у него поучиться.