Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

«Хотелось бы отзывчивости…»

«Хотелось бы отзывчивости…»
В июле подходящего к концу 2017 года в периметре Даугавпилсской крепости открылся музей «У коменданта», ставший посвящением событиям Первой мировой войны. Как писала газета «СейЧас», «сбылась мечта руководителя латгальского поисково-исторического клуба "1914" Олега Виноградова...» 

Напомним, что музей этот расположился в историческом и хорошо отремонтированном здании (ул. Коменданта, 1), владелец которого Сергей Кумейский, неравнодушный к истории города человек. «Музей пока остается новым для нас делом», – говорит сегодня Олег Виноградов. – Тем не менее уже можно подвести некоторые итоги работы. Но сначала отвлекусь на звоночки судьбы. Когда-то я ради интереса посещал кружок экскурсоводов в Волгограде, не предполагая, что пройдет много лет и мне доведется стать экскурсоводом, и будет это по велению души, «ничто на земле не проходит бесследно...».  С июля по октябрь музей «У коменданта» посетило более 300 человек. К сожалению, музей в настоящее время не отапливается. При этом возможно только электрическое отопление. Холодные помещения отражаются на посещаемости, а впереди зима. 

 

«Я обращался по этой теме в самоуправление города, но вопрос остается нерешенным. Вообще отношение городских властей к музею скорее равнодушное. Притом что Сергей Кумейский внес большой вклад в создание музея, т. е., по сути, безвозмездно предоставил для него прекрасное помещение, помогает оплачивать расходы по электричеству (освещение, локальный обогрев). Кто-то еще из наших бизнесменов так затрачивается? А ведь Сергею даже спасибо не сказали. Многие здания в Даугавпилсской крепости выкуплены частными лицами, но вопрос: а дальше-то что? В них никто не вкладывает деньги, люди просто ожидают выгодного покупателя. 

 

Мы получаем массу благодарностей от посетителей музея, и сегодня сожалеем, что не завели Книгу отзывов, но она обязательно будет. Музей хвалят не только латвийцы, но и литовцы, поляки, чехи, голландцы… Большой интерес и одновременно недоумение музей вызвал у американцев, они говорят так: "Почему при вашей замечательной истории в городе нет достойного памятника, посвященного событиям Первой мировой войны?" 

 

И что на это ответишь? У нас действительно нет памятника защитникам Двинска (1915–1918 гг.). Я могу предложить три варианта такого памятника, о чем доложу на краеведческой конференции, она состоится 1 декабря 2017 года. Хотелось бы отклика общественности. К сожалению, в отношении памятников в Даугавпилсе рождаются только мелкие идеи, и они почему-то побеждают. Но в Европе есть другие примеры. В ноябре состоялось открытие немецко-французского мемориального комплекса во Франции (департамент Вогезы), посвященного памяти павших в боях Первой мировой войны. Присутствовали президент ФРГ Штайнмайер и глава Франции Макрон. Строительство мемориального комплекса обошлось около 5 млн евро и финансировалось Германией, Францией, ЕС, а также из частных пожертвований. Так почему бы и Даугавпилсу не объединить усилия, хотя бы с Даугавпилсской краевой думой? Скульптор А. Таратынов, автор памятника П. Дубровину в Даугавпилсе, пару лет тому назад создал бронзовый памятник воинам Русского экспедиционного корпуса, который также был установлен во Франции (Курси). Решение увековечить память о Первой мировой, о погибших в ней воинах приняла мэр Курси. Памятник получился очень душевным, трогательным. А у нас на валах крепости с военной историей – буквы в честь американского художника. Это все, на что мы способны? При всем уважении к знаменитому уроженцу Двинска крепость строилась не в его честь. Даугавпилсская крепость – это наше все. Тогда откуда такое отношение к собственной истории?

 

Истории, которая должна работать на государство. Увы, мы мало знаем о прошлом своей земли. Хотя бы такой пример: в Земгальском крае, западнее деревни Кухалишки, 2 декабря 1917 года было заключено одно из первых перемирий. Это стало важным шагом к прекращению мировой империалистической бойни. Перестала литься кровь. Факт зафиксирован в документах. Но где хотя бы какой-то знак на эту тему? Памятный камень для истории, что ли…

 

Даугавпилчане продолжают приносить в музей фотографии, на которых запечатлены защитники Двинска, письма солдат и другие артефакты, – продолжает Виноградов. – Посмотрите, в каких симпатичных бутылочках с фарфоровой пробкой доставлялась в немецкие части минеральная вода, – говорит Олег, предъявляя очередной артефакт, найденный в латгальской земле и переданный в музей. – Удивительно, но бутылочка эта дошла до нас целой и запечатанной, с минералкой внутри. В это трудно поверить, но на фронте немецкому солдату полагалось и вино, и пиво, и шампанское к Рождеству. Тогда как у русских был сухой закон. Музей недавно обзавелся немецким штыком, изготовленным в Бразилии, – весь мир работал на ту войну. В числе недавно приобретенного музеем – две французские газеты Excelsior (1915), в них любопытная информация о Двинске, газеты купил на аукционе Сергей Кумейский».

 

Внимание «СейЧас» привлекла и неказистая страховая книжечка, ставшая артефактом.  Принадлежала она Яну Яновичу Лапсыню – человек страховался от несчастного случая с 1910 по 1927 год. На этот период пришлась и война, и революционные события. Обесценивались деньги. Книжка изобилует печатями разных лет. Во времена временного правительства страховка (1917–1918) Яну Яновичу обходилась в 78 рублей 18 копеек. В 1919 году на печати в книжке впервые возникает советский герб, но он не был окончательно утвержден и существовал в нескольких вариантах, имея хождение на документах. Сумма страхового взноса в 1919-м оставалась той же – 78 руб. 18 коп. Книжка закончилась 1920 годом, когда Я. Я. Лапсынь застраховался до 1927 года, уплатив за страховку в общей сложности 1094 руб. 59 коп. 

 

Как видим, музею «У коменданта» всегда находится о чем рассказать и что предъявить к просмотру. И как было бы хорошо, если бы два самоуправления – Краевое и Городское – поддержали это патриотичное начинание! В данном случае помощь могла бы связываться с оплатой электроэнергии – платить за энергию души и энтузиазм тех, чьими хлопотами этот музей появился, не надо.