Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

Сколько Ваней Берладиных у нас в городе?6

Сколько Ваней Берладиных у нас в городе?
На прошлой неделе вся Латвия прощалась с пятилетним Ваней Берладиным, смерть которого, хочется верить, станет уроком для нашего общества. Тем более что этот мальчишка – далеко не единственный беспризорник в нашей стране и в нашем городе.

Во время Праздника города в Даугавпилсе к одной женщине подошла другая, немного «навеселе». Она попросила присмотреть за ее ребенком – мальчиком лет пяти, который гулял неподалеку сам по себе. Женщина подумала, что мама ребенка хочет сходить в туалет или что-то купить, и согласилась. Но через 40 минут, когда мама мальчика так и не пришла, та взяла ребенка и отвела его к муниципальным полицейским, патрулировавшим округу. 

 

«Социальный работник – не враг»

 

Но уже через день она ехала на трамвае и видела в окно того же мальчика, который опять гулял без присмотра. Увидев его одного в третий раз, она обратилась в отдел Социальной службы по работе с семьями с детьми. Как говорит руководитель этого отдела Ольга Пальчун, жительница нашего города поступила правильно.  

 

«Социальный работник – не враг», – подчеркивает она, указывая, что попадание в поле зрения Соцслужбы совершенно не означает, что ребенка заберут у родителей. Наоборот, главная задача Соцслужбы – помочь, не допустить трагедии для общества и отдельно взятой семьи. У нас в обществе не принято рассказывать о подобных историях, но на счету у Ольги Пальчун и ее команды соцработников много спасенных судеб. Люди, которые изъявили желание изменить свою жизнь, сохранили своих детей, поменяли окружение. 

 

Общество и СМИ, как его отражение, чаще всего говорят устами недовольных. Вот соцработники пришли домой без предупреждения, копались в личных вещах и даже заглядывали в холодильник. Ну и самое болезненное – забрали ребенка из семьи.

 

Но председатель Даугавпилсского Сиротского суда Инга Цауня подчеркивает, что ни одно из решений о приостановлении родительских прав, принятое ее коллегами, не было отменено судом, даже если родители пытались его оспорить. Это подтверждает, что каждое такое решение – обоснованное и является действительно крайней мерой защиты прав детей.

 

Ольга Пальчун в свою очередь признается: «Ругайте меня сколько хотите! Но мы смотрели, есть ли у ребенка одежда по сезону и еда, и смотреть будем! Чтобы потом, случись что, у нас был ответ на вопрос: "А где же были социальные работники?" Когда происходит неладное, о нас сразу вспоминают. Но при этом к ежедневной нашей работе многие относятся с непониманием и раздражением». 

 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ 

 

Ольга Пальчун, руководитель отдела по работе с семьями с детьми Социальной службы Даугавпилса:


«Ребенок с инвалидностью – это зачастую основной получатель доходов в семье с социальным статусом. И мне особенно обидно видеть, как некоторые родители паразитируют за счет своих больных детей. Есть те, кто совершенно не заинтересован в том, чтобы состояние ребенка улучшилось и у него сняли инвалидность. Ведь это – источник дохода! 

 

Мы составляем договоры с родителями, сами записываем их детей к специалистам, бесплатно отвозим в Ригу, советуем клубы и занятия, которые они могут посещать. Но как только некоторые из них понимают, что состояние ребенка улучшается, то начинают избегать занятий. Мы хоть и не медики, но замечаем это. 

 

В то же время медицинские работники, которые видят подобное, могли бы быть активнее в изучении и оценке ситуации в отдельно взятой семье. С некоторыми семейными врачами, например, у нас налажено прекрасное сотрудничество, но другим, бывает, звонишь, называешь фамилию и слышишь в ответ: "Ой, там всё очень плохо!" Присылаешь официальный запрос и получаешь на него письменный ответ: «Всё замечательно!» 

 

Хотя тот же врач мог бы забить тревогу даже на основании того, кто приводит ребенка к врачу. Если мама безработная, то почему ребенка на прием всегда ведет или бабушка, или старший брат, или сестра? С ними же постоянно общаются воспитатели в детском саду. Неужели их действительно не волнует вопрос, почему они никогда не видят родителей ребенка? Эти вещи нельзя замалчивать, и мы все должны обращать на них внимание».

 

Инга Цауня, председатель Даугавпилсского Сиротского суда:

 

«Возможно, случай Вани Берладина станет уроком для всех нас. У нас с коллегами, например, это профессиональная привычка: услышав, что где-то плачет ребенок, остановиться, обернуться и установить, что это за ребенок и по каким причинам он может быть расстроен. 

Конечно, бывает, это просто капризы. Но нередко можно стать свидетелем семейных ссор, попыток насилия над ребенком. Поэтому я призываю всех людей быть внимательнее и замечать, что происходит вокруг. Просто остановитесь и посмотрите на плачущего ребенка! Взрослый, который его сопровождает, словив ваш взгляд, скорее всего, тоже одумается и не станет, к примеру, бить ребенка или кричать на него. 

 

Если же вы видите, что ребенку угрожает опасность или он один на улице, несмотря на свой маленький возраст (по закону детей до 7 лет нельзя оставлять без присмотра, а присматривающий должен быть старше 13 лет. – Прим. авт.), тоже не проходите мимо! Позвоните в полицию, и в нашем обществе будет значительно меньше трагедий. 

 

Было немало случаев, когда, узнай мы раньше о той или иной семье, вмешайся специалисты в ситуацию, возможно, удалось бы избежать принятия решения о приостановлении родительских прав и изъятии ребенка из семьи. Мы могли бы помочь родителям собраться, подключили бы социальных работников, психологов и прочих специалистов. Но порой мы узнаем о ситуации, опасной для ребенка, слишком поздно, когда единственный выход – это разлучить его с родителями».  

 

Родители запугивают детей

 

Социальная служба и Сиротский суд проверяют любую информацию о возможно неблагополучной ситуации в той или иной семье, даже анонимную. Инга Цауня, председатель Даугавпилсского Сиротского суда, признает, что за последнюю неделю, когда вся страна вела поиски Вани Берладина, Сиротский суд стал получать больше, чем обычно, подобных сигналов. С одной стороны, это радует. С другой, жаль, что людям нужно узнать о смерти беспризорного ребенка, чтобы обратить, наконец, внимание на такого же, живущего по соседству. Даже получив такой сигнал, социальным работникам и членам Сиротского суда порой бывает непросто распутать клубок насилия и эмоционального влияния на ребенка. Специалисты признают, что родители запугивают детей, учат их ничего не рассказывать проверяющим службам. Дети, не знающие другой жизни, что есть сил защищают уклад своей семьи. Но порой стоит им показать эту самую другую жизнь, как они быстро меняют свое мнение. 

 

«Лет 10 назад, помню, был случай, когда маленькая девочка ни за что не хотела уезжать от выпившей мамы, очень плакала, цеплялась за нее. Но, оценив ситуацию и возможные риски, не найдя родственников, которые могли бы о ней позаботиться, мы все-таки забрали плачущего ребенка и отвезли в приют. Уже на следующий день она говорила нам спасибо, потому что смогла спокойно помыться, поспать и покушать. Вот таких простых вещей не хватало в жизни этого ребенка», – рассказывает Инга Цауня.

 

В свою очередь Ольга Пальчун отмечает, что не зря Закон «О защите прав детей» подразумевает оценку рисков для каждого ребенка отдельно. Ведь есть семьи, где родители выделяют любимчиков среди собственных детей. Бывает, что мужчины делят детей на своих и не своих. Свои спят в кроватках покормленные, а чужие (рожденные его женщиной от другого мужчины, что порой никак не подтверждено) – голодные и в переполненных подгузниках в другой комнате плачут. У нас в городе нет на слуху таких трагедий, как с Ваней из Лиепаи, но это наша общая ответственность – их предотвратить.

 

НА ЗАМЕТКУ

 

• Даугавпилсский Сиротский суд (здание ЗАГСа, 3-й этаж): 65476791, 65424453, 26800580, 25911999

• Отдел по работе с семьями с детьми Социальной службы Даугавпилса (ул. Кр.Валдемара, 13, напротив основного здания Соцслужбы на ул. Виенибас, 8): 65429473, 65429437, 65429438, 65429474

• Увидев маленького ребенка-беспризорника или ребенка, которому угрожает опасность или насилие, всегда можете звонить в Полицию самоуправления (т. 65421500) и в Службу спасения (т. 112).