Обратите внимание: материал опубликован более чем восемь лет назад

Дмитрий Юдин: «Музыкальные темпы ускоряются»

Дмитрий Юдин: «Музыкальные темпы ускоряются»
Московского пианиста Дмитрия Юдина в гастрольной поездке сопровождает его мама Екатерина Юдина

 

Начало этой недели было отмечено выступлением в концертном зале Дома Единства московского пианиста Дмитрия Юдина. Таких талантливых как он, принято называть юным дарованием, – в настоящее время музыкант перешел на второй курс Московского колледжа им. Гнесиных.

 

Интервью, предлагаемое вниманию наших читателей, состоялось 26 июня после двухчасовой репетиции пианиста, на которой, кроме самого Дмитрия и газеты «СейЧас», присутствовала мама юноши Екатерина Юдина. 

 

Факты биографии

 

Дмитрию – обычному с виду парню – достался талант погружаться и погружать в музыку. 

 

Звоночек, возвещающий, что из ребенка будет музыкальный толк, прозвенел, когда мальчику было три года. Бабушка Дмитрия (по маминой линии) проживала по соседству со скрипачкой Большого театра, она и обратила внимание на ребенка, который замечательно подражал дирижеру, после чего было предложено показать малыша знакомому музыканту, а спустя год состоялась встреча с преподавателем по сольфеджио В. А. Березовским, определившим, что у Мити абсолютный слух. Обнаруженный «абсолют», вероятно, оказался генетическим подарком от деда Екатерины, в свое время тот учился в Московской консерватории, но окончить учебу помешала разразившаяся Гражданская война. 

 

Мама и папа Дмитрия – переводчики с английского языка, мама при этом синхронист. 

 

Детство музыканта, как у всех мальчиков и девочек, связывалось с посещением детсада, это дошкольное учреждение, по словам участвующей в разговоре Екатерины, работало по швейцарской программе, однако на музыкальные акценты она почти не распространялась. Пианино в семье появилось, когда пятилетний Митя по итогам предварительного прослушивания поступил в подготовительный класс Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) им. Гнесиных. В МССМШ им. Гнесиных обучают одновременно по двум циклам: по общеобразовательному и музыкальному. После 9-го класса ученики получают аттестат об основном общем образовании и документ о музыкальной подготовке. Затем обучение продолжается в колледже (три года), после чего выпускники, заручившиеся дипломом о среднем профессиональном образовании, могут приступить к работе или продолжить учебу в выбранных музыкальных вузах. 

 

В Даугавпилсе стипендиат Международного благотворительного фонда В. Спивакова Дмитрий Юдин выступал год тому назад. Приятно было отметить, что юный талант с восторгом отозвался о рояле в большом зале Дома Единства. «Это один из лучших роялей, на которых мне доводилось играть», – признавал он с видимым удовольствием.  

 

С большой теплотой Дмитрий говорил о своем неутомимом преподавателе Лидии Григорьевой. На протяжении всей педагогической деятельности Григорьева проводит методическую работу в Москве и других городах России, когда открытые уроки, мастер-классы, творческие встречи чередуются с консультативно-методической помощью преподавателям и учащимся, в том числе за рубежом. «За годы своей работы Л. А. Григорьева подготовила более 70 лауреатов международных конкурсов. Все ее выпускники получили высшее музыкальное образование. Лидия Григорьева ввела меня в музыкальную жизнь, я знаю ее как очень чуткого преподавателя, она хорошо понимает данные каждого из нас, умеет раскрыть внутренний мир ученика, вдохновить его, передать тот артистизм, который свойственен ей самой», – говорит Д. Юдин.

 

«СейЧас» поинтересовалась у музыканта, каковы его взаимоотношения со славой? Ведь победы в престижных конкурсах и фестивалях могут и голову вскружить, повлиять на характер. В списке творческих достижений Дмитрия значится, например, победа в XV международном фортепианном конкурсе им. Скрябина (2015) в Париже. Однако, похоже, спутницу побед – славу Юдин воспринимает спокойно: «Я считаю, что главное – любить свою профессию и честно к ней относиться. Но если участвуешь в международных конкурсах,  можно ожидать, что твое имя появится в СМИ, это закономерно».    

 

Чужим победам не завидует

 

Международный Благотворительный фонд выдающегося музыканта современности Владимира Спивакова был основан в 1994 году. Его деятельность распространяется на профессиональную поддержку юных музыкантов и создание благоприятных условий для их творческого роста. Юные таланты принимают участие в концертах как в России, так и за ее пределами. В том числе с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и Национальным филармоническим оркестром России под управлением В. Спивакова. Ежегодно стипендиатами Фонда являются 2500 человек, более 1500 участвуют в программе фонда, 800 из них, в числе которых и Д. Юдин, – лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Дмитрий очень благодарен Фонду за поддержку, за возможность выступать на престижных концертных площадках, что позволяет набираться опыта. Концерты – серьезный стимул. Юдина прослушивал сам маэстро Спиваков. По словам Юдиных, большую работу в Фонде проводят его исполнительный директор Екатерина Ширман и художественный руководитель МБФ им. В. Спивакова Петр Гулько.

 

У Дмитрия немало друзей из числа воспитанников колледжа, где он продолжает образовываться в музыке. «Мне кажется, что это дружба на всю жизнь. Нам не бывает скучно, у всех общие интересы», – поясняет мой собеседник. 

 

Однако дружба дружбой, но ведь и среди музыкантов существует конкуренция, как и среди спортсменов. Когда на кону победа, «общие интересы» отодвигаются. Взять хотя бы II Международный конкурс пианистов В. Крайнева, лауреатом которого Юдин стал, но Гран-при при этом достался Тимофею Владимирову. «Как вы восприняли такой факт?» – спросила «СейЧас». Дмитрий, как показалось, ответил прямо и честно: «Я в финале сыграл не на пределе своих возможностей. К Владимирову отношусь как к профессионалу. Никакой зависти к чужой победе нет. Мой педагог говорит: «Там, где начинается зависть, кончается музыкант». 

 

– Вероятно, когда исполнитель погружается в хорошую музыку, из нее трудно возвращаться в обычную жизнь…

 

– Да, трудновато. Бывает, что мне сложно воспринимать даже щедрые аплодисменты зрителей. Сразу после исполнения в голове неосознанно идет анализ только что сыгранного, выискиваю недостатки… Мама говорит: в течение получаса после концерта ко мне лучше с вопросами не обращаться, бесполезно, – поясняет Д. Юдин, игра которого стремится к филигранности и высокой культуре исполнения. Есть такое выражение «исполнительская дикция», у Юдина она на высоте. При этом Дмитрий считает полезным посещать концерты других исполнителей. К самым талантливым современным музыкантам причисляет Юрия Фаворина, Григория Соколова и Бориса Березовского. По словам Юдина, названные исполнители талантливы как музыканты, они еще и многогранные личности. Юдин не согласен, что нынешние музыканты не в состоянии подняться на уровень старых мастеров. Другое дело, что усилилось творческое соперничество, ведь в силу того, что у нынешних исполнителей гораздо больше возможностей заявить о себе, конкуренция между ними возрастает.  

 

Отведенное для интервью время иссякало, время бежало вперед, и заключительный вопрос тоже связывался с ним. 

 

– Невозможно не заметить, что наша жизнь ускоряется, а как обстоит дело с музыкальными темпами? Может ли музыка коррелировать с событиями, происходящими сегодня?

 

– Современность проникает в исполнительство. И темпы ускоряются. Они становятся другими, потому что во главу угла ставятся другие задачи, когда реалистичность перекликается с философичностью. Современность ставит много вопросов, и через музыку выражается мироощущение как композитора, так и исполнителя, – заключил юный музыкант. 

 

И тут можно припомнить случай с пианисткой Марией Юдиной (однофамилицей Дмитрия Юдина), во время войны исполнявшей музыку Баха. На вопрос знаменитого пианиста Нейгауза, почему она исполняет произведения в такой манере, с таким огромным напряжением, Мария ответила: «Так ведь сейчас война!» Этот ставший историческим пример как нельзя лучше показывает переплетение классической музыки с современностью. Настоящий исполнитель пропускает окружающую жизнь «через кожу», дополняя музыку биением собственного пульса. «Мало найти себя в произведении, следует еще открыть в нем нечто особенное, неизвестное. Не всегда это получается», – признавал великий Святослав Рихтер (1915–1997).