Александр Ливчак: «Кольцо времени замкнулось»16
На время моей жизни пришелся распад СССР. В 1991 году, когда глобально изменилась политическая карта Европы, мы, русскоязычные жители Латвии, вдруг превратились в отрезанный от России «анклав». И отношение властей Латвии к нам было трудно назвать благожелательным.
Но всё это уже было. Причем не в смысле, виду бесконечного круговорота событий, о котором говорит Экклезиаст, а смысле повторения совершенно определенных событий из истории моего рода.
После разгрома Наполеона страны победительницы в 1815 году на Венском конгрессе заново начертили политическую карту Европы. Решением держав граница между Россией и Австро-Венгрией была начертана так, что одна из древних ветвей русского народа – русины – оказалась за пределами России, в Австро-венгерской империи. Территория исторического расселения русинов охватывала широкий регион на стыке нынешнего украинского Закарпатья, Венгрии, Словакии и Польши. В отличие от других народов Австро-Венгрии, к русинам отношение правящего класса австрийских феодалов изначально было дискриминационным, позднее оно вылилось в настоящий геноцид.
Но в середине 19-го века русины активно сопротивлялись давлению, они учили русский литературный язык и пропагандировали его использование. Возрождение переживал и собственный русинский язык, который на фоне западноукраинских говоров веками сохранял очевидную близость к русскому языку. Стараниями пророссийской русинской интеллигенции в 19 веке русинский был еще более приближен к великорусскому.
Идеями национального возрождения и русского единства жил мой русинский предок – Иосиф Николаевич Ливчак. По происхождению он был сыном православного священника. В 1863 году Иосиф Ливчак переехал из Перемышля в Вену. Там он активно включился в общественную жизни русинской диаспоры, участвовал в издании трёх журналов на русском языке, объединил вокруг себя русинскую молодёжь Вены, стал одним из лидеров «Старорусской партии», защищавшей интересы русинов и выступавшей за образование на родном языке.
… Прошло 140 лет. В 2003 году, программист и преподаватель химии Александр Ливчак придёт в партию «Русский союз Латвии» (тогда ЗаПЧЕЛ) и позднее войдет в ее руководство. Цель партии и моя лично – защищать интересы русскоязычного населения и за развитие русских школ в Латвии. Да, да – за образование на родном языке! Кольцо времени замкнулось.
Мой прапрадед Иосиф имел дело с австрийской полицией и немецкими газетами, подозрительно и высокомерно относившимися ко всему русскому. В 1867 Иосиф Ливчак участвовал во Всероссийской этнографической выставке и Славянском съезде, проходившем в Санкт-Петербурге и Москве. В Вене это объявили государственной изменой. Началась череда преследований и судебных процессов. В 1870 году прапрадед был вынужден с семьёй бежать из Австро-Венгрии. Он обосновался в Вильно, где преподавал математику в реальном училище и сделал несколько удивительных изобретений, некоторые из которых используются до сих пор, позднее переехал в Санкт-Петербург. Об этом можно прочесть – по этой ссылке.
Спустя полтора века я имею дело с латвийскими властями и газетами. К нам, русским политикам, здесь тоже относятся высокомерно. Нас объявляли подозрительными персонами и задерживали в ходе массовых акций. Но мы шли по своему пути и побеждали – в 2004 году «Школьная революция» на годы остановила сворачивание русского образования!
Наверное, все мы приходим в мир не случайно. И не случайны совпадения событий на разных витках истории. Мы приходим для того, чтобы что-то исправить и чего-то достигнуть, скажем – успеха в борьбе за права своего народа. Борьбе, начатой моим прапрадедом 140 лет назад.
Александр Ливчак,
кандидат в депутаты Даугавпилсской думы от Русского союза Латвии,
праправнук Иосифа Николаевича Ливчака
Politisko reklāmu apmaksāja Latvijas krievu savienība