Диоксиновый туман предвыборных обещаний27
Одним из особо опасных проектов является предложенное местными лидерами «Согласия» включение в энергосистему Даугавпилса установки по сжиганию бытовых отходов. При кажущейся эффективности этого решения нужно чётко понимать его последствия.
Начнем с того, что среди бытовых отходов такого города, как Даугавпилс, часто встречаются предметы, изготовленные из полимеров, содержащих хлор. Наиболее распространённый из них – поливинилхлорид. В недавнем прошлом очень популярный материал для изготовления линолеума, медицинских изделий, изоляции некоторых кабелей и многих других изделий. При сжигании таких отходов неизбежно образуется вещество диоксин. (Точнее, целая группа веществ подобного типа).
Диоксин обладает двумя крайне неприятными свойствами. Во-первых, он крайне медленно разлагается, накапливаясь в окружающей среде и оставаясь опасным долгие десятилетия. Если быть совсем точным, то за десять лет в естественных условиях, например в почве, распадается лишь примерно половина от попавшего туда диоксина.
Во-вторых, диоксин является сильнейшим ядом, в том числе вызывающим мутации. Он может подействовать и через длительный срок, и тогда будут рождаться дети с жуткими уродствами.
Смертельная доза диоксина составляет одну миллионную грамма на килограмм живого веса. Это примерно в тысячу раз меньше, чем у печально известного боевого отравляющего вещества зарина. Но и попадание в организм человека количества диоксина, меньшего, чем смертельная доза, приводит к фатальным последствиям.
Даже сверхмалые дозы диоксина подавляют иммунитет, вызывают онкологические заболевания, замедляют половое созревание, вызывают мужское и женское бесплодие. Массовые отравления диоксином происходили во время войны во Вьетнаме и при авариях на химических заводах. Много лет спустя в этих местах рождались дети с расщеплением позвоночника, то есть с обнажённым спинным мозгом и другими страшными патологиями.
Именно поэтому, несмотря на переизбыток мусора на планете, сжигают мусор далеко не везде. Разумеется, большое число химиков и специалистов смежных областей работают над решением диоксиновой проблемы. Для этого есть два пути. Первый – это улавливание диоксина из дымовых газов. Проблема в том, что создать технологию, надёжно работающую со сверхмалыми концентрациями яда, не просто и очень недёшево.
Второй способ избавиться от диоксина – это «дожигание». Если повысить температуру дымовых газов до 1250-1300 градусов, то диоксин должен разложиться за 2-3 секунды. Загвоздка в том, что это страшно энергоёмкий процесс. Он потребляет энергии больше, чем вырабатывает. И это оправдано лишь в случае, когда именно уничтожение опасных отходов является целью. Скажем – уничтожение химического оружия или опасных отходов медицинских учреждений.
Периодически появляются сообщения о разработке новых мусоросжигательных технологий. Но прежде, чем экспериментировать с ними в Даугавпилсе, нужно чётко понимать условия, в которых эти технологии работают.
Во-первых, создаются узкоспециализированные установки для сжигания отходов какого-либо производства, где исключено наличие хлорсодержащих полимеров и других веществ, приводящих к образованию диоксина.
Во-вторых, это могут быть установки для сжигания отсортированных бытовых отходов, в которых нет хлорсодержащего пластика и других материалов, горение которых приводит к образованию диоксина. Но в этом случае вначале надо построить завод по сортировке мусора. Однако экономическая эффективность такого производства совсем неочевидна, даже в условиях более населенных и богатых городов. Во всяком случае, от строительства такого завода в Риге пока отказались.
На рынке мусоросжигательных установок периодически появляются решения, которые снижают выбросы диоксина. Однако малейшее нарушение технологии и культуры производства всё равно приводит к опасным выбросам.
Выбирая для нашего города технологии утилизации отходов, я бы не рассматривал их сжигание в принципе. Надеюсь, достаточно подробно объяснил причину.
Александр Ливчак,
преподаватель химии,
кандидат в депутаты Даугавпилсской думы от Русского союза Латвии.
Politisko reklāmu apmaksāja Latvijas krievu savienība