Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

Александр Ливчак: «Волшебного способа нет, но…»16

Александр Ливчак: «Волшебного способа нет, но…»

 

Начну с того, что существует две официальные оценки числа жителей в нашем городе. Первая отражает статистику Регистра жителей Министерства внутренних дел. В ней отражены данные о жителях, которые официально задекларированы в городе. Проблема этих данных в том, что в них включены также люди, давно покинувшие город, но официально не оформившие отъезд. «По бумагам» Регистра жителей нас в городе на 1 января 2017 года числилось 94 196 человек. Разумеется, эта цифра завышена. Возможно, процентов на 10 - 15. Как относиться к этому завышению? Не стоит считать, что это все «мертвые души», приписки и прочая профанация. Часть из людей, которые уехали, «не выписываясь» из Даугавпилса, надеется вернуться на родину. И, возможно, у них это получится.

 

Вторая оценка численности населения базируется на данных Центрального статистического управления. Эта цифра существенно точнее, хотя, я думаю, что завышена и она. Точнее эти данные потому, что раз в 10 лет проводится перепись населения, а в период между переписями управление статистики считает жителей при помощи косвенных методов. Получается точнее, чем у Регистра, подход которого формален.

 

Пару слов о косвенных методах. Перепись населения — это не только обход квартир и заполнение анкет в интернете. Живущий в Даугавпилсе человек учится, работает или получает пенсию. Он делает банковские платежи, платит налоги и квартплату, потребляет воду и электричество, оформляет что-то в Думе, обращается к врачу и в те или иные государственные службы. В современном компьютеризированном обществе всё это оставляет следы, по которым профессионалы-статистики могут довольно точно определить остался ли в городе тот или иной его житель. Поэтому данным ЦСУ доверия больше – на начало 2016 года в Даугавпилсе было насчитано 85 858 жителей.

 

Думаю, реальное число жителей находится в интервале от 80 до 84 тысяч. Для сравнения – в 1992 году население города составляло 127 619 человек. С тех пор город потерял треть своего человеческого потенциала.

 

Однако самой большой демографической проблемой Даугавпилса является даже не сокращение численности, а изменение возрастного состава. Из-за массовой эмиграции и резкого падения рождаемости в городе образовался огромный дефицит молодёжи до 25 лет. Сложился перекос в сторону пожилых людей.

 

Это плохо влияет на рынок труда и на рождаемость. Сейчас в детородном возрасте находятся женщины, ещё рождённые в советские времена. Их существенно больше, чем в последующих поколениях. Но через несколько лет рожать будут в основном те, кто родился после 1991 года, а их и существенно меньше, и уезжали они из города достаточно активно. Можно ожидать, что настоящий демографический спад начнется в Даугавпилсе лет через пять.

 

Как преодолеть этот спад, или хотя бы его минимизировать? Простого волшебного решения не существует. Но есть меры, которые в любом случае надо предпринимать.

 

Мы должны создать условия, чтобы люди оставались и заводили семьи в родном городе. Надо показать молодежи реальные перспективы для работы в родном городе. Я считаю, что ключ к этому – получение молодежью современных высокотехнологичных профессий и параллельное создание в Даугавпилсе научно-производственных центров в сотрудничестве между самоуправлением, бизнесом и университетами. Такие центры – это своеобразная «матрица», на которой нарастает «экономическое тело» в виде технологичных стартапов, представительств азиатских корпораций и учреждений Евросоюза.

 

Я участвую в выборах в Даугавпилсе для того, чтобы в составе следующей Думы реализовать это видение технологичного и современного Даугавпилса, где найдется место и науке, и производству, и молодежи.

 

Александр Ливчак,

кандидат в депутаты Даугавпилсской думы от Русского союза Латвии

 

Politisko reklāmu apmaksāja Latvijas krievu savienība